Мастер и его ученики. Ястребенецкий обладал даром отбирать лучших

Мастер и его ученики. Ястребенецкий обладал даром отбирать лучших | Григория Ястребенецкого называли патриархом ленинградской скульптуры./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Григория Ястребенецкого называли патриархом ленинградской скульптуры./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мастер всегда был предельно точен. Каждую среду ровно в два часа дня Григорий Данилович Ястребенецкий приходил в мастерскую, расположенную в Садовом корпусе Академии художеств, и смотрел, что за неделю сделали его стажеры и вольнослушатели.

По его словам, работать с молодыми скульпторами было для него подлинным удовольствием. И с 2006 года до самой кончины весной 2022‑го Ястребенецкий руководил Творческой мастерской скульптуры Российской академии художеств. Коллеги утверждали, что у него был удивительный дар отбирать лучших учеников, говоря при этом: «Они сами добились своего имени».

Творческая мастерская — это нечто вроде аспирантуры. Обучение в ней рассчитано на три года. Ястребенецкий выбирал будущих стажеров среди выпускников Института имени Репина, используя их дипломные работы и портфолио, советовался с преподавателями.

По словам ректора Академии художеств Семена Михайловского, студенты мечтали попасть в мас­терскую к Ястребенецкому. Но количество учеников в ней было небольшим: четыре штатных стажера и столько же вольнослушателей. Больше не позволяло пространство мастерской. Отношение ко всем было равное: не принято было делить молодых скульпторов на тех, кто получает стипендию, и тех, кто трудится бесплатно.

Кроме самого Ястребенецкого наставниками молодых авторов были его коллеги и давние соратники — скульптор Андрей Широков, архитекторы Леонид Копыловский и Вячеслав Бухаев, помогавшие стажерам осуществлять проекты памятников.

Конечно, восемь человек — очень мало. У меня лежит целая папка заявлений талантливых ребят, просьбы которых о зачислении я, к сожалению, удовлетворить не могу, — сетовал Григорий Данилович… И очень гордился тем, что почти все его ученики смогли создать памятники, которые были установлены в значимых общественных пространствах.

Николай Краюхин выбрал темой своей дипломной работы фигуру Михаила Аникушина, продолжил этим заниматься и в творческой мастерской Ястребенецкого. В результате он создал прекрасный памятник, который был отлит в бронзе и установлен перед Музеем-мастерской Аникушина на Петроградской стороне. За этот памятник Краюхин был награжден золотой медалью Академии художеств.

Игорь Фролов создал памятник драматургу Александру Володину, который установили в Матвеевском саду на Петроградской стороне. О Евгении Буркове, авторе памятника Даниилу Гранину на Дальневосточном проспекте, Ястребенецкий отзывался следующим образом: «Соз­датель многих остроумных и выразительных композиций, стал настоящим мастером…».

Очень ценил Григорий Данилович Ярослава Баркова: «Чрезвычайно работоспособный и ответственный человек; качества, которые крайне необходимы скульптору. Я убедился в этом, увидев созданный им и открытый в районе Невской Дубровки памятник, посвященный подвигу метростроевцев — участников Великой Отечественной войны. Такое впечатление, что автором является не молодой скульптор, а очень опытный автор».

С большой теплотой и симпатией мэтр относился к Марии Третьяковой. Она стала автором мемориала в Красном Селе, посвященного жертвам фашистских концлагерей, была удостоена за эту работу сереб­ряной медали Академии художеств.

Мне посчастливилось оказаться в первом наборе Творческой мастерской Ястребенецкого — это было в 2006 году, — рассказала Третьякова. — Мы вовсе не были подмастерьями: Григорий Данилович всегда воспринимал нас как уже состоявшихся скульпторов, которых нужно только поддержать и направить. И такое его отношение давало уверенность в себе… Я очень признательна и благодарна Григорию Даниловичу за заботу, с которой он относился ко мне на протяжении стажировки, и за поддержку, которую продолжал оказывать до последнего дня жизни не только мне, но и всем «птенцам нашего гнезда»…

Одним из любимых учеников Ястребенецкого стал Владимир Бродарский, создавший памятники Александру III в Гатчине, блокадной учительнице и блокадному медику у Музея обороны в Соляном переулке. Григорий Данилович всегда с гордостью отзывался о его успехах. Отмечал, что его композиции отличаются необыкновенным своеобразием, законченностью пластического решения и всегда очень выразительны. И не случайно именно Бродарский по воле Григория Даниловича работает ныне в его мастерской в знаменитом Доме художника на Песочной набережной.

По словам Владимира Ивановича, окончив художественное училище в Одессе, он приехал в Петербург совершенно осознанно: мечтал учиться в Академии художеств. Вначале было сложно привыкнуть к северному городу, но в итоге это все‑таки удалось, причем в немалой степени именно благодаря мастерской Григория Ястребенецкого: «Здесь классное ощущение творчества, искусства, и оно меня не отпускает».

Как отмечает профессор Академии художеств Нина Кутейникова, Григорий Данилович был необыкновенным педагогом, которого обожали его ученики. Настоящим наставником. Всегда был готов помочь, вникал в нужды, беды своих молодых коллег…

Его творческая мастерская продолжает действовать и ныне, после ухода Ястребенецкого ее возглавил (и опять‑таки по его воле) скульптор Александр Аркадьевич Иванов (Александр Ив). Тоже его давний соратник.



Комментарии