Роман Горбач, капитан. Аглая Шенгер, старпом: Все споры — на берегу

Роман Горбач, капитан. Аглая Шенгер, старпом: Все споры — на берегу | ФОТО предоставлено пресс-службой ГУМРФ

ФОТО предоставлено пресс-службой ГУМРФ

Наши собеседники — магистранты Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. Когда Макаровка проводит регаты, на борту яхт бывают и преподаватели, так что студентам (капитану и старпому) выдается уникальная возможность стать «наставниками наставников».

Вы кем будете, когда вуз окончите?

Роман ГОРБАЧ: — Вообще‑то я не «буду», я уже «есть»: гидротехник. Работаю в «ЛенморНИИпроекте», проектируем порты на севере. Вот сейчас занимаемся арк­тическим портом «Сабетта», это на Ямале. Я помощник главного инженера проекта. Как бакалавр оканчивал наш гидротехнический факультет, сейчас в магистратуре.

Аглая ШЕНГЕР: — Я училась на направлении «Технология транспортных процессов», моя специализация — морские перевозки. Магистратура — там же. Ну и подрабатываю на кафедре: участвую в разных исследовательских проектах.

На «гидротехнике» и «транспортных процессах» вроде бы не требуется умение ходить на яхте…

А. Ш.: — Меня к яхтенному спорту родители приобщили. Просто в три года взяли с собой на лодку, — в морском деле яхты принято называть лодками.

Пришла в Макаровку осознанно, сначала ходила на яхте «Акела», потом перешла на «Беркут». У старпома больше организационные функции. Например, приходят новые люди, капитан может быть занят — и надо провести «воспитательную работу»: объяснить, показать.

Р. Г.: — …и следить, чтобы на лодке был порядок в вещах. Я, честно признаюсь, в этом не идеал: могу вещь положить куда‑нибудь и забыть. Спрашиваю Аглаю: «Где у нас?..» . Она не глядя: «В лодку спускаешься, на левый борт, в правом кармашке».

Я начинал еще в своем родном Архангельске. В парусном центре «Норд» имени Сергея Юрьевича Анисимова. Выпустился с квалификацией «яхтенный рулевой», поступил в Макаровку, и как раз в тот год «Акела» набирала экипаж для полугодового плавания вокруг Европы. Отходил матросом, потом боцманом, попал на яхту «Аргус». А потом мне уже позволили стать капитаном. Два года ходил на яхте «Алфей» (это все наш «макаровский» флот) и уже четвертый год хожу капитаном на «Беркуте».

О чем вы говорите новичкам в первую очередь?

Р. Г.: — Первое — о необходимости здравого смысла. Например, если видишь аварийную ситуацию на какой‑то лодке или одна лодка зацепилась за другую, не надо бросаться их «разнимать». Только усугубишь ситуацию. Вот как у нас сейчас на регате было: одна яхта зацепила трос с буем, потащила его за собой — и остальные лодки тоже «затянуло», начали биться бортами.

А. Ш.: — Второе, чему учим… Нет, это даже первое… Мерам безопасности.

Р. Г.: — Ну и третье… Нет, давайте это на первое место передвинем: если ты на яхте, то для тебя капитан — царь и бог. Как у нас говорят: ты можешь обсуждать с капитаном его решения — но на берегу. На воде так: капитан приказал, ты сделал, а если есть вопросы — придем на берег, задашь.

Ну а в целом сначала даем новичкам теорию, потом на практике предлагаем все больше свободы и постепенно доводим до такой кондиции, чтобы человек мог сам выходить в море. Вот Аглая сегодня впервые прошла дистанцию, молодец.

А. Ш.: — Самостоятельно гонялась как рулевой. Правда, права получила еще два года назад.

Сколько времени нужно, чтобы получить права?

Р. Г.: — Это вопрос из серии «сколько надо учиться, чтобы стать хорошей матерью?». Права получить не так уж сложно. Но когда выйдешь в море и столк­нешься с нештатной ситуа­цией, права становятся просто бумажкой. Главное — опыт, его «слишком много» быть не может. Я с пятнадцати лет ходил старшим помощником по Белому морю, в шестнадцать получил права — и вот, десять лет спустя, не могу сказать, что все знаю.

Чему сложнее всего учить?

А. Ш: — Быстро реагировать.

Р. Г.: — Пожалуй, да. Научить тянуть веревки и складывать паруса можно чисто механически, за пять минут на берегу. А правильно реагировать на стрессовые ситуации скорее научат даже не капитан или старпом, а опыт.

Случай какой‑нибудь яркий расскажете?

А. Ш.: — В памяти скорее застревают отдельные яркие моменты, которые случаются в первый раз. Например, когда впервые видишь, как человека едва-едва не смывает волной с палубы.

Р. Г.: — Или человек, лежа на носу лодки, на баке, работает с парусом — и в это время лодка натыкается на волну. И человека просто накрывает. В Атлантике, в Бискайском заливе — вполне штатная ситуация.

А. Ш.: — Или как мотор задымился. В принципе ничего страшного, тебе и на курсах об этом могли рассказывать. Но когда видишь сам — это другое.

Закончится магистратура, яхты не бросите?

А. Ш.: — Мне кажется, лодки в моей жизни навсегда останутся. Хотя у меня немало знакомых, которые удивляются тому, что я, оказывается, хожу на яхте. В том смысле, что не очень представляют себе, где это можно делать.

Возможно, причина этого незнания в том, что город называется морским, а горожанину кажется «речным». Вы, гуляя по городу, видите множество рек, а увидеть море можно всего на паре пляжей. Поэтому большинство не видят парусных судов.

Р. Г.: — Я впервые вышел на лодке со взрослыми, когда мне было лет шесть. В Белое море. И первые три выхода я говорил, что больше на воду не сунусь. Ну и вот где я оказался.

В парусном спорте обычно остаются люди, которым прямо не дождаться сезона. В Архангельске лед очень долго на реке стоит, поэтому народ активно практикует зимний парусный спорт — виндсерфинг, сноукайтинг. В Петербурге в межсезонье успеваешь страшно соскучиться по парусам. Лодка стоит в ангаре, ты ее навещаешь, ремонтируешь, вкладываешь силы, душу. И когда уже ближе к сезону, солнце начинает припекать — аж внутри щекотно, так хочется на воду.

По человеку обычно еще на берегу видно, подойдет ли ему лодка и подойдет ли он лодке. Это касается работы руками и психологических характеристик — наверное, это можно назвать словом «адекватность». Через меня прошли, наверное, человек тридцать курсантов, студентов. Какие‑то ребята перешли на другие яхты, а в целом в моем экипаже остались двое: парень и девушка, которая стала потом моей женой.

А насчет парусов — соглашусь с Аглаей. Петербург называют парусной столицей России, «Алые паруса» — именно петербургская тема. Все очень символично. Здорово, если бы эта символичность отразилась в реальности, и чтобы парусный спорт в городе развивался активнее.



Комментарии