Анастасия Криволапова, аспирантка: Преподаватель должен хотеть учиться

Анастасия Криволапова, аспирантка: Преподаватель должен хотеть учиться | ФОТО из личного архива А. Криволаповой

ФОТО из личного архива А. Криволаповой

Санкт-Петербургский государственный университет — вуз классический. Но в нем есть Институт педагогики, который (как сам заявляет о себе) «создает новое поколение преподавателей». Анастасия учится в аспирантуре института, а кроме того — выступает методологом известного цифрового проекта «Школьная лига» и наставником магистрантов недавно открытой Педагогической клиники СПбГУ. Поговорили с ней о том, что «лечат» в подобной клинике и как саблезубые белки помогают объяснить суть конфликта.

Анастасия, чем занимается институт?

— В первую очередь наукой. Я, например, изучаю качество цифровых образовательных мини-курсов. Но если взглянуть на темы исследований магистрантов, других аспирантов и самих сотрудников института — это очень широкое поле изысканий.

Кроме исследований институт занимается практикой. Например, сотрудничает с наиболее значимыми федеральными программами в области образования: Сбер­класс, Наноград, научно-практическая конференция «КРОНА Junior», Неделя высоких технологий и технопредпринимательства. Педагогическую экспертизу института получают различные образовательные центры — например, центр «Интеллект» и Академия талантов.

Почему вы поступили в аспирантуру именно в Институт педагогики?

— Я окончила магистратуру «Межкультурное образование» на факультете свободных искусств и наук СПбГУ, а эту программу курировал как раз Институт педагогики. Но с командой института я знакома давно. Еще в школе я была участницей каникулярной программы. Это дополнительное образование, интенсив. В такой программе все построено на взаимодействии взрослых и школьников в самых разных форматах, но общее и главное — это открытый диалог. Он показывает, насколько педагоги могут отличаться от привычных школьных учителей, даже замечательных.

Меня, тогда десятиклассницу, впечатлили директор института Елена Ивановна Казакова и Татьяна Гелиевна Галактионова. Обе — доктора педагогических наук, при этом меня всегда удивляло, как Елена Ивановна, серьезный успешный человек, быстро переключается на неформальное общение. Например, во время лекции на 150 человек может объяснить, как тереть уши, чтобы не уснуть, слушая чей‑то скучный доклад. Теперь, когда я сама взрослая, — понимаю, как это сложно: быть серьезным ученым и при этом не становиться занудой.

Люди из института стали для меня тем, что называется «значимые взрослые». Меня настолько увлекла мысль о педагогике, что я решила поступать на педагогическую специальность.

Вы исследуете качество онлайн-образования. Во время пандемии все видели в цифровых курсах спасение, но и опасались, что они — подмена живого общения.

— Я этой темой начала заниматься еще в магистратуре: в «Школьной лиге» курирую направление, связанное с цифровой образовательной средой.

Цифровизация неизбежна, но опасения родительского сообщества и педагогов понятны. Даже если не говорить о «подмене живого общения», у цифровых курсов есть еще одна неприятная особенность: исследования показывают, что всего от 5 до 10 % детей или взрослых, которые начинают обучаться онлайн, доходят до конца курса.

Мы с научным руководителем (это Елена Ивановна Казакова) хотим выявить формулу успешного цифрового мини-курса. Есть база данных, собранная на платформе дополнительного образования «Цифровой Наноград», — это тоже продукт «Школьной лиги». Мы уже обработали годовую выборку данных: как школьники осваивают курсы, какие проходят до конца, какие и когда бросают. В следующем учебном году попытаемся выяснить, какие компоненты позволяют сделать курс успешным, а что тянет его назад. Сейчас уже понятно, что отдельные компоненты — например, внедрение игровых форм — влияют слабо. Важнее правильно собрать группу таких компонентов. Скажем, прибавить к игровым формам интер­активные задания и тексты новой природы…

А что это такое?

— Это гипертексты, которые включают в себя что угодно, передающее информацию, — в том числе графики, инфографику, видео, скетчи, таблицы… Если у нас получится составить что‑то близкое к «идеальному» мини-курсу, выпустим методичку для авторов цифрового контента.

Но онлайн-образование само по себе существовать не может, пандемия это показала. Всегда нужна образовательная среда, в которой ученик (будь это взрослый или школьник) может обсудить, как идут дела, да в конце концов похвастаться.

Институт занимается подготовкой «нового поколения преподавателей». Какими они должны быть?

— Во-первых, я совершенно согласна с тем, что говорят мои наставники: такой преподаватель должен хотеть учиться. Иначе вряд ли он побудит к этому учеников.

Во-вторых — установка на успешность ученика. Если учитель верит в то, что ученик добьется успеха, вероятность этого гораздо выше.

Ну а то, что «в‑третьих», очень похоже на то, что «во‑первых»: открытость новому. Необязательно связанному с педагогикой или учебой. Открытость позволяет не «консервироваться» и не выпадать из диалога с подростками.

Мне нравится, когда у школы получается быть более неформальной, а учителя могут использовать все ресурсы, которые предлагает современный мир. Например, я за гаджеты на уроке. Да! Конечно, тут есть вызов для учителя: будешь ли ты настолько интересен, чтобы ученик выбрал тебя, а гаджет использовал просто как инструмент. Но если получается, результат превосходный: можно прямо на занятии использовать кьюар-коды, видеоролики, мемы, квизы — что угодно, и все во благо образовательного процесса.

Еще одна симпатичная черта менее формальных школ в том, что у них больше возможностей развивать так называемые мягкие навыки: коммуникации, умения слушать, командной работы. Когда в классе можно, условно, двигать парты, чтобы дети занимались в мини-группах, делать это удобнее.

Я упомянула «учительские ожидания» — расскажу о новом проекте Института педагогики. В этом году в СПбГУ открылась Педагогическая клиника. В этом смысле «клиника» не лечебное учреждение, хотя тоже помогающее. Например, в Университете есть и юридическая клиника с бесплатной юридической помощью. Педагогическая клиника собирает передовой опыт в сфере образования, а первой ее работой стало сопровождение сетевой школьной конференции «КРОНА Junior», которую проводит «Школьная лига». Это не просто конкурс, на котором работу сдаешь и потом побеждаешь или проигрываешь. Мы даем то, что называется «формирующая обратная связь», это помогает школьнику доработать проект и опять прислать его уже лучшего качества.

Магистранты Института педагогики и специалисты проверили около 800 исследовательских работ, созданных школьниками с первого по одиннадцатый класс! По каждой сделали разбор и пояснили, что можно улучшить. Темы были самые разные. Например, мальчик Иван из начальной школы исследовал сказки: мальчика огорчало, что его называют «Иван-дурак». Исследование показало, что сказочные Иваны вовсе не дурни, они предприимчивы и сообразительны.

Вы изначально учились на философском, по направлению «Конфликтология». Что пригодилось в нынешней работе?

— Люблю высматривать в образцах массовой культуры разные типы конфликтов. Например, в мультфильме «Рапунцель» главная героиня рассуждает сама с собой, выходить ей из башни или нет, и занимается самобичеванием. Яркий пример внутриличностного конфликта. Или хорошая иллюстрация межличностного конфликта и манипуляций в мультике «Ледниковый период»: там, где две саблезубые белки, мальчик и девочка, сражаются за орех.

А недавно обнаружила показательный для меня, конфликтолога, сюжет в комедийном сериале «Теория Большого взрыва». Про так называемое активное слушание. Это когда вы демонстрируете свое внимание к речи собеседника: киваете, поддакиваете, бросаете реплики. Правда, в том фрагменте показана как раз имитация такого внимания.

У вас есть любимый инновационный педагогический прием?

— Надо подумать… Я почти никогда не задаю «домашку», поэтому мне, например, не очень подходит замечательная технология «Перевернутый класс». Она подразумевает, что школьники дома сами осваивают материал, а на уроке вместе с учителем прорабатывают его глубже.

Вспомнила хороший прием! Как‑то задала одиннадцатиклас­сникам в конце семестра эссе по обществознанию. Это оказалось плохой идеей: проверка заняла ужасно много времени. И в следующий раз я поступила иначе: попросила создать те самые тексты новой природы. Оказалось, можно собрать отличный плейлист с песнями, которые отражают тему семейного права. А экономическую тему — иллюстрировать скетчами… И школьникам не скучно, и мне проверять легче, и работы эти я могу использовать дальше на занятиях.



Комментарии