Сборка бумажного самолета. Специалистов по качеству учат и на таких заданиях

Сборка бумажного самолета. Специалистов по качеству учат и на таких заданиях | ФОТО предоставлено пресс-службой СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

ФОТО предоставлено пресс-службой СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

Артем Алексеевич БЕЗРУКОВ работает в ИНПРОТЕХе, Институте инновационного проектирования и технологического предпринимательства, структуре СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Руководит приемом и профориентационной работой.

Он не только старший преподаватель, но и «любимый преподаватель». Это результат внутреннего вузовского конкурса. «Как победил? А очень просто: голосуют студенты, я преподаю на первом курсе у всех групп — так что у меня просто охват больше», — невозмутимо поясняет наш собеседник. Он причастен к подготовке специалистов, благодаря которым вы можете быть уверены в качестве разной продукции — от молока до автомобиля.

«ЛЭТИ» ассоциируется с электротехникой. А вы преподаете «Менеджмент и системы качества». Что это такое?

— Объясню на самом популярном примере. В России в свое время появилось много площадок по производству иностранных автомобилей. С уходом западных автогигантов сам принцип не изменится: придут, условно, китайские бренды, иранские — важен будет тот же принцип локализации. Он более-менее общемировой: компании, приходя в страну, обязуются, что все больше комплектующих будет производиться на ее территории. От гаек до сидений и ковриков.

Комплектующие создаются в разных частях страны, и может получиться так (это рабочая ситуация): идет сборка автомобиля, а сиденье вдруг стало скрипеть, хотя у вчерашней партии авто было все в порядке. И вот тут инженеры по качеству, подготовкой которых занимается ИПРОТЕХ, собирают команду разнопрофильных специалистов и на первом этапе вырабатывают решение, которое позволит устранить дефект. Пускай оно пока будет связано с теми или иными потерями, но сохранит качество и позволит не останавливать конвейер. Вторым этапом станет выявление мешающего фактора и поиск нового решения, которое позволит устранить скрип наиболее экономически эффективным способом.

Кстати, бывает и наоборот: вдруг обнаруживается какой‑то положительный фактор, и надо понять его причину и закрепить.

Если в целом — такие специалисты снижают затраты на организацию производственного процесса. В советское время существовали свои системы качества. Просто теперь управление называется «менеджментом» и стандарты пришли международные…

Какими качествами надо обладать, чтобы работать в этой сфере?

— Мы ищем людей с «гибким» мозгом. Тех, кто способен очень быстро переключаться. Например, нам зачастую не подходят ребята, очень сильные в математике, в физике. Потому что это другой психотип. Им надо обязательно докопаться в своей области до самого дна.

У нас же надо погрузиться в отрасль до определенного уровня, проанализировать — и сказать себе: я понял, какие специалисты мне потребуются, дальше их дело.

Еще одно необходимое качество — умение правильно ставить вопросы и работать в команде. Образование в сфере управления качеством построено не совсем обычно. На лекциях не научишься командной работе. И студенческая практика тут не в счет: там ты работаешь со своей группой, «все свои». А мы стараемся отправлять студентов на хакатоны, чемпионаты, экономические олимпиады не просто командой, а так, чтобы в составе были ребята из разных областей знаний. Получаются условия, в которых ты что‑то понимаешь очень хорошо, что‑то — не очень, а о чем‑то вынужден задавать «глупые вопросы», потому что это изначально не твоя область знаний. Специалист по качеству постоянно должен задавать такие вопросы.

У нас есть мероприятия и для школьников, и они могут попробовать себя в подобных условиях. Школьники приезжают в «ЛЭТИ» и знакомятся с факультетами, в том числе через решение определенных практических задач. 

А какие могут быть задания?

— Например, по производству самолетов. Бумажных. Произвести надо, соблюдая определенные критерии качества. Сначала ребята выполняют наши задачи, а потом должны поменять что‑нибудь на «предприятии», чтобы улучшить показатели.

Интересно, что понятие «качество продукции» поначалу не воспринимают. Берут на «складе» бумагу — и сразу делают. «Ну уж бумажный самолетик как‑нибудь да соберем». И вдруг на разных этапах выясняется, что у заказчика были определенные требования. Например, чтобы самолет был из чистой белой бумаги, а не из какой попало, с дырками и скрепками. 

Для студентов у нас есть так называемая Фабрика процессов. Например, мы отрабатывали довольно сложный бизнес-процесс по оформлению продажи насосов. Много бумажной волокиты, которая со временем начинает тихо бесить. А мы решаем задачу и постепенно приходим к пониманию того, ради чего нужна та или иная бумажка.

Насколько таких специалистов не хватает в экономике страны?

— Вот всегда говорят, что юристов и экономистов много, да? Про специалистов в области качества я такого сказать не могу.

И таких ребят искать трудно. Например, логично, что мы их ищем в классах с инженерным уклоном — но там 80 % хотят стать прог­раммистами, инженерами. А таких, кто подошел бы по психотипу для нашей работы, не так много. На класс — два-три человека максимум.

Конечно, тех, кто будет решать технические задачи в узкой отрасли, нужно гораздо больше, чем «широких» инженеров по качеству. Но такой специалист нужен компаниям любого уровня.

Вы говорили об устройстве производственных процессов, управлении качеством — а можно что‑то применить в обычной жизни?

— Да, в общем, можно найти что‑то «под себя». Допустим, есть очень простой метод, 5S называется. Он японский, но s — первая буква английских слов, которые на русском означают сортировку, рациональное расположение, уборку, стандартизацию и совершенствование.

Просто прикиньте, как расставить вещи наиболее эргономично, и пометьте, скажем, цветными стикерами, куда что ставить. Туда и ставьте. Такая мелочь экономит время.

А если про подход к жизни — мы все просто ищем то, что нас мотивирует. Кого‑то — процесс выполнения задач, кого‑то — результат. Надо понять, ради чего ты каждое утро будешь вставать и работать. И хорошо бы, чтобы у тебя каждый проект заканчивался вот этим: «Ага! Понял, как это нужно сделать!».

Как вы стали преподавателем?

— В 2009 году, после экономического кризиса, многие компании схлопывались. Казалось, что специалист в области качества будет не очень и нужен. Я решил, что это возможность продолжить учебу. Поступил в аспирантуру, а обучение в аспирантуре предполагает проведение практических занятий. Так и втянулся.

Что пожелали бы абитуриентам?

— Желаю быть готовым вырываться из своего «информационного пузыря». Студенчество — это время, когда ошибки будут стоить дешевле всего. Можно себе позволить на каком‑нибудь конкурсе предложить: «А давайте будем делать не так, а иначе». Даже в случае неудачи ничего не случится.

Нередко студенты опасаются ввязываться в то, в чем не уверены: да я никогда в таком не участвовал, да у меня нет времени готовиться, да там нужно выступить идеально… А самое главное (по крайней мере для нашей специальности) — наоборот, пытаться везде участвовать. Неважно даже, насколько успешно. Ты получишь очень дорогой опыт, который в любом случае сделает тебя лучше.

В нашей профессии очень важен пул знакомств и контактов. Потому что потом, когда будешь работать на предприятии, тебе могут сказать: «Слушай, вот есть такая задача, но у нас в этом никто не понимает». А ты: «Я когда‑то на втором курсе участвовал в чемпионате с ребятами, которые проектировали какую‑то установку по измерению сердечных ритмов у крысы. А у нас как раз близкая задача! Дай‑ка позвоню знакомому, уточню, возьмутся ли они за этот проект».


Комментарии