Ольга БИЗИНА, куратор студенческих групп: Помощь нужна?

Ольга БИЗИНА, куратор студенческих групп: Помощь нужна? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В этом году в Петербурге проходил уже XVII конкурс кураторов студенческих сообществ и академических групп. В число призеров вошла старший преподаватель кафедры экономики высокотехнологичных производств Государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Ольга Александровна Бизина. Она экономист, после вуза работала бухгалтером — соответственно, у нее были «цифры-цифры-цифры». Сейчас — «люди-люди-люди»: курирует студенческие группы. Это что‑то вроде старшего товарища и помощника: студенты — вчерашние школьники, причем большинство — приезжие, так что помощь лишней не бывает.

Когда узнала о конкурсе, нескромно подумала: «А кто, если не я?». Сообщила студентам, а они: «Ольга Александровна! Давайте!».

У меня «под началом» три группы студентов: третьекурсники‑то уже взрослые, вторые курсы — такая «переходная стадия», а первокурсникам, конечно, помогать надо. Сама помню, как приехала в Петербург из Норильска, жила в общежитии — у нас таких помощников не было. Но только недавно осознала: когда преподаватель у нас, обитателей общежития, спрашивала, все ли у нас благополучно, — это ведь тоже было своего рода кураторство.

Я на конкурсе представляла свою педагогическую практику — кураторский час «Моя малая родина». Не знаю, почему выбрала эту тему (может, потому, что сама приезжая), но это оказалось очень удачным решением.

Первокурсники ведь в начале учебы еще не знают друг друга, а такое знакомство «через малые родины» дает возможность перейти на какой‑то совершенно другой уровень. И уже все ребята из группы знают, что на Дальнем Востоке икру на завтрак не едят (есть такой миф). Или, когда знаешь, что парень учится на платном, а сам из небольшого города, — уже принимаешь во внимание, как в него семья вложилась, чтобы он образование получил.

Или вот есть студент из Вязьмы. Рассказывает, как и чем там люди живут. Потом кто‑то из студентов поехал в Москву прогуляться, нашли у Кремлевской стены, на Аллее городов-героев и городов воинской славы, упоминание Вязьмы — сфотографировали, переслали нам всем в соцсетях. Это для нас всех уже чем‑то знакомый городок.


* * *

Я молодой преподаватель и могу что‑то не знать — и не стесняюсь это сказать студентам. И не смущаюсь, когда какую‑то информацию узнаю от них. К примеру, изучали тему монополий, и студенты-экономисты меня просветили, как айти-гиганты покупают разные сервисы и становятся если не монополистами, то крупнейшими игроками в самых неожиданных сферах.

Конечно, мне, преподавателю экономики, в таком техническом вузе, как ГУАП, постоянно приходится слышать от студентов-технарей: «А зачем нам экономика?». Но у меня на этот вопрос ответ готов: «Минобр велел». По образовательному стандарту экономику в вузах изучают все.

И это совсем не лишнее знание. В ГУАП есть акселератор — площадка, где можно реализовывать свои проекты, идеи, создавать стартапы. И если саму идею предлагают технари (вот недавно придумали какой‑то электросноу­борд), то обсчитывают‑то проект и ищут потенциальные рынки сбыта люди, которые понимают в экономике. Я бы сказала, эта дисциплина учит нас разумному потреблению. Учит принимать решения не эмоционально, а с умом, с пониманием необходимости.

Мне кажется, технический продукт должен создаваться «под рынок». У меня муж тоже выпускник ГУАП, факультета радиотехники, сейчас работает в ФИЦ РАН, Федеральном исследовательском центре Российской академии наук. Еще студентом придумал какую‑то технологию покраски. И вот для чего нужны наставники, кураторы, научные руководители — чтобы сказать самое ключевое: «Нет смысла развивать идею, не поняв, для чего она и для кого». Тогда помониторили базы патентов — оказалось, похожая технология уже есть.


* * *

Никакого официального «назначения» в кураторы у меня не было. Как‑то само собой образовалось. Меня и в преподавание, можно сказать, «затащили»: моя наставница профессор Елена Михайловна Ильинская. Настояла, чтобы я начала в вузе работать. И я не жалею. Пять лет «в декретах» была: у меня два малыша, у них небольшая разница в возрасте. По работе успела соскучиться.

Куратор, наставник — как ни назови, это человек, который помогает. У меня просто по жизни, видимо, позиция такая. Пока училась, была председателем студенческого совета в общежитии. В доме, где живу, вхожу в правление — постоянно «воюю» с председателем. Знакомая семья оказалась в сложной жизненной ситуации — бросаю клич собирать вещи для них…

Как‑то даже довелось девчонок маленьких от преступника спасать. Иду, «сильно беременная», осенний вечер, уже смеркается. И вижу: девчонки лет восьми переминаются. «Помощь нужна?» Оказывается, какой‑то мужчина их постоянно преследует, уже месяц. А родителям рассказать стесняются. Девчонок по домам развела, потом написала пост в соцсетях в местном сообществе: «Будьте осторожны». Вышла на меня полиция, нашли того мужчину.

У меня и в окружении немало таких, помогающих: одна знакомая постоянно сдает кровь, она донор.

Кураторство — это работа. А когда работаешь, не ждешь, что кто‑нибудь придет и скажет: «Спасибо, благодаря вам у нас результаты улучшились». Но конкурс показал, сколько благодарных студентов, с каким уважением относятся коллеги. Это состязание дало возможность раскрыться даже не столько мне, сколько окружению. Когда выходишь на конкурсную сцену, смотришь в зал — а там мои, в футболках с надписью «ГУАП». И видишь: сколько человек за меня. И понимаешь, что, наверное, это не просто работа.



Комментарии