Интеллигенты на тренерском посту. Предшественники нынешнего наставника «Зенита» также были примерами для подражания
Наставники «Зенита» Евгений Елисеев (слева) и Георгий Ласин. / РЕПРОДУКЦИЯ. Фото автора
Сегодня, когда мы радуемся десятому чемпионству «Зенита», много теплых слов произносят в адрес его главного тренера Сергея Семака. Но дело здесь не только в пяти триумфах подряд. Огромное число людей полюбили Сергея Богдановича за его манеру поведения, сдержанность, основательность в суждениях, отличную речь, эрудицию — одним словом, за интеллигентность, а еще точнее — за образ настоящего петербуржца.
Но один ли такой Сергей Семак в футбольном тренерском цехе? Предшественники нынешнего наставника сине-бело-голубых также являли собой образцы для подражания. Достаточно назвать легендарного Константина Лемешева, возглавлявшего «Зенит» в 1940‑х годах. Под его началом команда одержала самую знаменитую победу в своей истории — завоевала Кубок СССР 1944 года на первом официальном турнире военной поры, когда сломила в финале сопротивление грозного ЦДКА, легендарной «команды лейтенантов».
На тренерском посту Лемешев заложил основу для своих последователей, когда проявлял себя замечательным наставником — чутким педагогом и тонким психологом.
Потому и неудивительно, что сменивший его в 1950 году Георгий Семенович Ласин руководил командой в той же манере, проявляя такт, понимание и уважение к каждому игроку. Правда, руководству команды совсем не понравилось, что «Зенит» Ласина в начале 1950‑х годов занял только шестое-седьмое места в чемпионате СССР, и тренера отправили на «вольные хлеба», а еще точнее — в безработные. К счастью, в этом качестве Георгия Семеновича в 1952 году подхватил… «Ленфильм», привлекший его к съемкам фильма «Запасной игрок» в качестве футбольного консультанта.
И здесь снова потребовались его качества наставника. Сразу выяснилось, что Георгий Вицин, актер Театра им. М. Н. Ермоловой, совсем не умеет играть в футбол, хотя его роль в фильме была одной из главных. Более того, команда, в состав которой входил его герой, выступала на высоком уровне и вышла в финал серьезного соревнования.
Казалось, Ласин просто забракует 37‑летнего Вицина, совершенно не подходящего на роль 19‑летнего футболиста. Однако консультант не стал искать легких путей и уговорил режиссера классика советского кино Семена Тимошенко отправить его вместе с Вициным в Сухуми, чтобы вылепить из актера игрока, пусть и запасного. Но и здесь не заладилось, Вицин футболу не поддавался. Ласин мучился с ним, пока не начались проливные дожди, убившие футбольный газон. Однако и в такой ситуации консультант режиссера не сдался, продолжив воспитание «звезды» вне поля. В результате фильм, выпущенный на экраны в 1954 году, вышел на славу и сегодня считается классикой отечественного спортивного кино всех времен.
Пришедший в 1961 году на пост наставника «Зенита» Евгений Елисеев также отличался редкой для тренеров интеллигентностью. Он был человеком высокой культуры, знатоком живописи и классической музыки. Как вспоминал Станислав Завидонов, капитан «Зенита» 1960‑х годов, Елисеев был единственным тренером, который во время зарубежных поездок водил футболистов по музеям. Он не нуждался в экскурсоводах, сам рассказывал команде о произведениях искусства…
Елисеев превосходно музицировал (в молодости подрабатывал тапером в кинотеатрах), любил исполнять оперные партии. Много рисовал, предпочитая натюрморты, и его работы получали высокие оценки знатоков. Дружил с великими актерами Михаилом Яншиным, Борисом Чирковым, Николаем Крючковым, музыкантами из оркестра Евгения Мравинского.
Деликатность и скромность нередко мешали Елисееву. «Он никогда ничего не выбивал для себя у начальства, — вспоминала его вдова Нина Лазаревна. — Никогда не спрашивал, какая у него будет зарплата». Когда же праздновали юбилей отечественного футбола в 1997 году, то об одном из лучших тренеров «Зенита» попросту забыли, а его 90‑летие отметили явно скромнее, чем он заслуживал…
Комментарии