Учитесь совмещать. Преподаватель РГПУ имени Герцена об обучении и личной жизни

Учитесь совмещать. Преподаватель РГПУ имени Герцена об обучении и личной жизни | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Анастасия МИЩУРИС, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

«Я из Оренбургской области, из города Орска. Помню, где‑то за неделю до школьного выпускного мы с одноклассниками, уже практически прощаясь, вместе поехали на природу. Но жутко испортилась погода, пошел дождь, град, так что мы засели у кого‑то на даче, включили телевизор — а там показывали «Алые паруса». Я уже понимала, что буду подавать документы в петербургский вуз, смотрела эти «Алые паруса» и думала, как это символично и значимо».

Анастасия Владимировна преподает в Герценовском — получается своего рода «педагогика в квадрате»: учит будущих учителей.

— Понимаю, что в РГПУ имени Герцена поступают «на учителя», но у меня не было цели работать в школе. Базовое образование у меня не «учитель истории», а прос­то историческое. В бакалавриате у меня даже практика была не педагогическая, а археологическая или в архивах.

Но в магистратуре я уже училась по направлению «Педагогическое образование», профиль «Историческое образование». Вот тогда началась и школьная практика — честно говоря, я сожалела, что такого опыта у меня не было раньше, я чувствовала бы себя увереннее. Возможно, это и повлияло на выбор: я не пошла работать в школу, не была к этому готова — но многие мои одногруппники стали учителями и сейчас успешно работают.

Еще в магистратуре я стала работать в университете, в нынешнем институте педагогики — наверное, это определило мой дальнейший выбор: поняла, что хочу учиться дальше, поступила в аспирантуру по направлению «Образование и педагогические науки». Но совершенно не исключаю, что когда‑нибудь вернусь в школу.

***

Я преподаю на кафедре теории и истории педагогики. Обычно, говоря о педагогике, рассуждают о новациях, о будущем школы, о новых методах, но все новшества накладываются на некий базис. Многие современные процессы в образовании становятся гораздо понятнее, если знаешь, что в прошлом были какие‑то параллели. В современности можно найти что‑то общее и с системой Платона.

К примеру, мы на семинарах по истории педагогики рассматриваем со студентами так называемый проектный метод, он сейчас очень популярен: школьники не просто учатся на уроках, а вместе работают над решением значимой проблемы и созданием какого‑то продукта. Этот метод даже в детских садах сейчас внедряют. Но вообще‑то метод проектов известен с начала XX века, он активно использовался и за рубежом, и в нашей стране в 1920‑х годах, но потом по идеологическим причинам долгое время не применялся.

Или традиционная классно-­урочная система: иногда ее критикуют как устаревшую и нуждающуюся в трансформации. Но, прежде чем это утверждать, полезно изучить вопрос: в XVII веке Ян Амос Коменский, считающийся основоположником педагогики как отдельной отрасли научных знаний, теоретически обосновал классно-урочную систему, и по какой‑то причине она оставалась эффективной на протяжении стольких веков, а адекватную замену для массового обучения ей пока не придумали.

***

В истории педагогики есть герои, о которых мне особенно нравится рассказывать на семинарах. Сейчас вспомнился Януш Корчак, польский педагог. Вне образовательного сообщества он больше известен своей трагической судьбой: во время Второй мировой войны он добровольно отправился в концлагерь, не оставил своих воспитанников. Но важно и то, каким он был в профессии: это был новатор, он смог создать систему широкого детского само­управления в доме сирот, причем сам тогда был молодым человеком. Его постулат «любить ребенка» кажется очень простым. Но просто любить послушного семейного ребенка, а если он не такой?

Януш Корчак оказал большое влияние и на советскую педагогику, на Сухомлинского. Корчака очень интересно читать: это не научные труды, через которые сложно продираться. Например, в БДТ есть прекрасный спектакль по произведению Корчака «Когда я снова стану маленьким» — не самому очевидному и известному.

***

Сложно ли быть молодым преподавателем? Думаю, в педагогическом вузе студенты все‑таки понимают, что сами вот-вот окажутся в этой роли. Наверное, это мне на руку.

Я в числе прочего участвую в подготовке вожатых: у всех студентов третьего курса летом практика в детских оздоровительных лагерях, а перед этим они слушают лекции, проходят тренинги, практические занятия. Эта подготовка завершается обычно своеобразной репетицией — выездом в детский лагерь «Зеркальный», где студенты оказываются в роли детей, а опытные вожатые, можно сказать, дают им мастер-класс. Пандемия внесла свои коррективы: какое‑то время этот курс реализовывался дистанционно, пришлось адаптировать занятия под совсем другой формат. Но в этом году все наконец возвращается «в реальность».

Может показаться, что вожатым особая подготовка не нужна: достаточно действовать по интуиции. Но далеко не все будущие педагоги были в лагерях детьми, так что для них организация традиционного вечернего огонька и посиделок у костра может быть чем‑то совершенно неизвестным.

Кроме того, есть вещи, где интуиция не поможет: надо знать нормативную базу, права и обязанности, распорядок дня — тем более что оздоровительные лагеря разные, у всех своя программа. Отряд в оздоровительном лагере формально называется «временным детским коллективом» — и работа с такими коллективами младшего и среднего школьного возраста, конечно, различается.

Наверное, можно работать и по наитию, но, когда знаешь приемы разрешения разных психологических ситуаций, получится качественнее.

***

Мне кажется, у меня было вполне насыщенное студенчество: я и учиться успевала, и научной деятельностью заниматься на том начинающем уровне, и возможность просто пообщаться не упускала. Учеба всегда была для меня важна, но спустя время я поняла, какое большое значение в студенческие годы имеет и внеучебная деятельность.

Я была волонтером на Паралимпийских играх в 2014 году, а перед этим сомневалась: это же займет три недели, учебный процесс идет, как я потом все успею! И часто стояла такая дилемма: есть возможность в чем‑то поучаствовать, куда‑то поехать — а у тебя курсовая не дописана. Мой совет: учитесь совмещать. Не упускайте возможностей. И не откладывайте что‑то на потом, общайтесь и находите друзей. Не надо думать, что жизнь начнется, когда отучишься, получишь диплом и пойдешь на работу. Сегодняшний момент и есть жизнь.




Комментарии