Преподаватель университета МЧС рассказал, зачем будущим спасателям математика

Преподаватель университета МЧС рассказал, зачем будущим спасателям математика | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Александр МАКСИМОВ, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева

«Не хотите углубленно изучать математику?» Это не тот вопрос, который ожидает услышать курсант факультета пожарной безопасности: казалось бы, в этот вуз поступают, чтобы учиться людей спасать, а не уравнения писать. Но правильные уравнения помогают правильно спасать. Александр Максимов окончил «противопожарный» факультет по специальности «Прикладная математика». Сейчас он, лауреат премий правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности, кандидат наук, преподает будущим сотрудникам МЧС России эту самую прикладную математику и информационные технологии.

Александр Викторович, наверное, университет МЧС — из тех вузов, куда поступают не случайно, не потому, что «баллов хватило».

— Сто процентов. У меня было так. Году, кажется, в 2004‑м по стране горели торфяники, работу МЧС показывали по телевизору — эта героика меня, школьника, захватывала: люди борются со стихией.

Потом, когда летом отдыхал у бабушки в Псковской области, довелось помогать МЧС. В тот год тоже случились довольно сильные возгорания, а добровольная пожарная охрана была организована еще не очень хорошо, по принципу: «Парень, хочешь помочь? На рюкзак». Выдавали рюкзаки с водой. Задача у нас, добровольцев, была не тушить огонь, а опрыскивать траву и торфяники в качестве превентивной меры. Это сейчас самолеты воду сбрасывают, а в то время в моем регионе таких финансовых и технических возможностей не было.

Я тогда подумал: интересная профессия. Оканчивал школу, надо было определяться. Я изначально хотел быть «на службе Отечеству» — возможно, и на военной службе: во мне очень отзываются фильмы «Они сражались за Родину», «Офицеры». Родители сказали: ты участвовал в тушении, может, рассмотрим такой вариант?

Тут своя специфика поступления: идешь не «с улицы», а сначала в Главное правление МЧС по своему региону, в гарнизон. Там тебя берут на заметку и уже рассматривают как потенциальную «боевую единицу».

В наш университет принимают не только по результатам ЕГЭ, но и по дополнительным вступительным испытаниям. Поскольку я учился в физматлицее и занимался легкой атлетикой, поступил без трудностей. Потом мне предложили попробовать силы в прикладной математике.

Поступали «в спасатели», а оказалось — «в математики».

— Конечно, самая показательная и заметная работа МЧС — борьба с огнем, с наводнениями. Общество же не видит, кто обеспечивает эту работу: эмтэошники (материально-техническое обеспечение), экономические, оперативно-аналитические отделы. А судебные эксперты выступают своего рода детективами: приезжают на пожар и определяют его причину.

МЧС — многогранная структура, где, наверное, каждый может найти свою нишу. Например, если ты неплох в математике, можно себя реализовать в системном анализе. Ты не будешь на первой линии, на «боевой», но будешь предлагать для них решения.

Так получилось и со мной. По стране в организацию работы спасателей внедрялась так называемая интеллектуализация: в регионах создавались центры управления кризисными ситуациями, ЦУКСы, в них аккумулируется информация, ее анализируют, и полученные знания конвертируются, в том числе в прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Допустим, в регионе жара, возможны возгорания. За ситуацией наблюдают спутники, они «видят» на территории так называемые термоточки — места, где возгорание наиболее вероятно. Информация переносится в геоинформационную систему. Внедрение подобных ­систем позволяет обсчитывать информацию и предвидеть. А значит, быть готовым.

Или другой пример расчетов «на службе МЧС». Когда я проводил исследование для диссертации, рассчитывал ресурсный потенциал служб МЧС — то, как оперативно они могут отреагировать на угрозу. К примеру, кажется, что чем больше в регионе закуплено противопожарной техники, тем эффективнее служба будет работать. А математические расчеты это не подтвердили: эффективность нарастает только до определенного момента, а потом дальнейшие закупки техники уже ничего принципиально не улучшают, а только оттягивают средства, которые можно было бы направить на что‑то другое.

К чему первокурсники оказываются не очень готовы?

— Наверное, к распорядку дня, к военной выправке.

Будущий офицер пожарной охраны «создается» по тому же принципу, что и здание. Для здания самое важное — прочный фундамент. Вот этот фундамент закладывается на первом-втором курсах. Это и ранний подъем, и полностью расписанный по занятиям день — от утреннего построения до вечерней подготовки формы к следующему дню. Наряды-дежурства. Кодекс чести офицера.

Много воспитательной работы, в том числе с психологами. Много работы в коллективе. Вполне возможна ситуация, когда после университета 22‑летний офицер пожарной охраны возглавит коллектив, и у него в подчинении окажутся люди гораздо старше его, опытнее, но не окончившие вуз. «Мне 40 лет, я сотни пожаров потушил, а тут пришел молодой-зеленый, еще и учить меня будет», — к этому надо быть готовым.

Правда, наши ребята опыт тушения пожаров в вузе приобретают вполне реальный. В университете есть учебно-пожарная часть, сейчас город нас активнее привлекает, участвуем в тушении. Понятно, не в первых рядах для соблюдения безопасности.

Как вы начали преподавать?

— Уже ближе к выпуску понимал: надо возвращаться в гарнизон. Но, поскольку учился неплохо, мне предложили поступать в адъюнктуру, так в негражданском вузе называется аспирантура. А там педагогическая практика обязательна.

Так и преподаю — математику и прикладное программное обеспечение. Учу понимать, как сконфигурировать уравнения и описывать процессы математически. А поскольку процессы сложные, то и дифференциальные уравнения могут быть довольно сложного порядка, поэтому учимся укладывать их в программы.

Самое интересное: люди думают по‑разному, поэтому к одному ответу приходят очень разными путями. Один и тот же показатель покажется одному не очень существенным в расчетах, а другому — очень важным. Девушки, кстати, отличаются тем, что стараются учесть просто каждый показатель — даже если вероятность его наступления один на миллион. Девчонки со своей дотошностью, конечно, молодцы, но мы учимся еще и избегать избыточных усложнений, потому что они замедляют поиск решения.

Раньше в силу специфики вуза сюда набирали в основном парней. Но со временем девчонок стали принимать все больше, а они в учебе прилежнее — соответственно, в вузе сильно прибавилось золотых медалистов. Если посмотреть на почетные доски с именами золотых медалистов в нашем университете, то когда‑то набирались всего два, три, пять парней. А сейчас и до двух десятков медалистов доходит, и в основном — девушки.

Меня на этих досках, кстати, нет: я «всего лишь краснодипломник».



Комментарии