Учитесь совмещать. Преподаватель РГПУ имени Герцена об обучении и личной жизни
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Анастасия МИЩУРИС, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
«Я из Оренбургской области, из города Орска. Помню, где‑то за неделю до школьного выпускного мы с одноклассниками, уже практически прощаясь, вместе поехали на природу. Но жутко испортилась погода, пошел дождь, град, так что мы засели у кого‑то на даче, включили телевизор — а там показывали «Алые паруса». Я уже понимала, что буду подавать документы в петербургский вуз, смотрела эти «Алые паруса» и думала, как это символично и значимо».
Анастасия Владимировна преподает в Герценовском — получается своего рода «педагогика в квадрате»: учит будущих учителей.
— Понимаю, что в РГПУ имени Герцена поступают «на учителя», но у меня не было цели работать в школе. Базовое образование у меня не «учитель истории», а просто историческое. В бакалавриате у меня даже практика была не педагогическая, а археологическая или в архивах.
Но в магистратуре я уже училась по направлению «Педагогическое образование», профиль «Историческое образование». Вот тогда началась и школьная практика — честно говоря, я сожалела, что такого опыта у меня не было раньше, я чувствовала бы себя увереннее. Возможно, это и повлияло на выбор: я не пошла работать в школу, не была к этому готова — но многие мои одногруппники стали учителями и сейчас успешно работают.
Еще в магистратуре я стала работать в университете, в нынешнем институте педагогики — наверное, это определило мой дальнейший выбор: поняла, что хочу учиться дальше, поступила в аспирантуру по направлению «Образование и педагогические науки». Но совершенно не исключаю, что когда‑нибудь вернусь в школу.
***
Я преподаю на кафедре теории и истории педагогики. Обычно, говоря о педагогике, рассуждают о новациях, о будущем школы, о новых методах, но все новшества накладываются на некий базис. Многие современные процессы в образовании становятся гораздо понятнее, если знаешь, что в прошлом были какие‑то параллели. В современности можно найти что‑то общее и с системой Платона.
К примеру, мы на семинарах по истории педагогики рассматриваем со студентами так называемый проектный метод, он сейчас очень популярен: школьники не просто учатся на уроках, а вместе работают над решением значимой проблемы и созданием какого‑то продукта. Этот метод даже в детских садах сейчас внедряют. Но вообще‑то метод проектов известен с начала XX века, он активно использовался и за рубежом, и в нашей стране в 1920‑х годах, но потом по идеологическим причинам долгое время не применялся.
Или традиционная классно-урочная система: иногда ее критикуют как устаревшую и нуждающуюся в трансформации. Но, прежде чем это утверждать, полезно изучить вопрос: в XVII веке Ян Амос Коменский, считающийся основоположником педагогики как отдельной отрасли научных знаний, теоретически обосновал классно-урочную систему, и по какой‑то причине она оставалась эффективной на протяжении стольких веков, а адекватную замену для массового обучения ей пока не придумали.
***
В истории педагогики есть герои, о которых мне особенно нравится рассказывать на семинарах. Сейчас вспомнился Януш Корчак, польский педагог. Вне образовательного сообщества он больше известен своей трагической судьбой: во время Второй мировой войны он добровольно отправился в концлагерь, не оставил своих воспитанников. Но важно и то, каким он был в профессии: это был новатор, он смог создать систему широкого детского самоуправления в доме сирот, причем сам тогда был молодым человеком. Его постулат «любить ребенка» кажется очень простым. Но просто любить послушного семейного ребенка, а если он не такой?
Януш Корчак оказал большое влияние и на советскую педагогику, на Сухомлинского. Корчака очень интересно читать: это не научные труды, через которые сложно продираться. Например, в БДТ есть прекрасный спектакль по произведению Корчака «Когда я снова стану маленьким» — не самому очевидному и известному.
***
Сложно ли быть молодым преподавателем? Думаю, в педагогическом вузе студенты все‑таки понимают, что сами вот-вот окажутся в этой роли. Наверное, это мне на руку.
Я в числе прочего участвую в подготовке вожатых: у всех студентов третьего курса летом практика в детских оздоровительных лагерях, а перед этим они слушают лекции, проходят тренинги, практические занятия. Эта подготовка завершается обычно своеобразной репетицией — выездом в детский лагерь «Зеркальный», где студенты оказываются в роли детей, а опытные вожатые, можно сказать, дают им мастер-класс. Пандемия внесла свои коррективы: какое‑то время этот курс реализовывался дистанционно, пришлось адаптировать занятия под совсем другой формат. Но в этом году все наконец возвращается «в реальность».
Может показаться, что вожатым особая подготовка не нужна: достаточно действовать по интуиции. Но далеко не все будущие педагоги были в лагерях детьми, так что для них организация традиционного вечернего огонька и посиделок у костра может быть чем‑то совершенно неизвестным.
Кроме того, есть вещи, где интуиция не поможет: надо знать нормативную базу, права и обязанности, распорядок дня — тем более что оздоровительные лагеря разные, у всех своя программа. Отряд в оздоровительном лагере формально называется «временным детским коллективом» — и работа с такими коллективами младшего и среднего школьного возраста, конечно, различается.
Наверное, можно работать и по наитию, но, когда знаешь приемы разрешения разных психологических ситуаций, получится качественнее.
***
Мне кажется, у меня было вполне насыщенное студенчество: я и учиться успевала, и научной деятельностью заниматься на том начинающем уровне, и возможность просто пообщаться не упускала. Учеба всегда была для меня важна, но спустя время я поняла, какое большое значение в студенческие годы имеет и внеучебная деятельность.
Я была волонтером на Паралимпийских играх в 2014 году, а перед этим сомневалась: это же займет три недели, учебный процесс идет, как я потом все успею! И часто стояла такая дилемма: есть возможность в чем‑то поучаствовать, куда‑то поехать — а у тебя курсовая не дописана. Мой совет: учитесь совмещать. Не упускайте возможностей. И не откладывайте что‑то на потом, общайтесь и находите друзей. Не надо думать, что жизнь начнется, когда отучишься, получишь диплом и пойдешь на работу. Сегодняшний момент и есть жизнь.
Комментарии