Пунш и «Крамбамбули». Как проводили время бедные студенты XIX – XX веков?
В Музее истории Петербургского университета хранится много старинных артефактов, включая атрибуты былой студенческой жизни. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В прежние времена студенты должны были непременно носить форму, особенную для каждого учебного заведения. И по ней практически безошибочно можно было определить, в каком вузе учится молодой человек. Точнее — по цвету канта, по пуговицам на тужурке, по фуражке. Синий кант и темно-зеленая фуражка с синим околышем — воспитанник университета. Вензель императора Александра III на наплечниках — значит молодой человек из электротехнического института.
— Изготовление формы учащиеся вузов оплачивали сами. Те, кто победнее, покупали поношенную, — говорит сотрудник музея «Разночинный Петербург» Елена Техова, которая уже давно занимается изучением студенческого быта рубежа XIX – XX веков. — Тужурка была повседневной одеждой не очень обеспеченного студента. Под ней часто носили косоворотки, нередко красного цвета, что могло говорить о революционных симпатиях…
Те, кто располагал средствами, ходили, как правило, в форменных сюртуках. За белый цвет шелковой подкладки их пренебрежительно называли «белоподкладочниками». Но такие оставались в меньшинстве. Остальные зачастую бедствовали, даже могли заложить в ломбарде свой сюртук…
Оглядываясь на годы учебы, они позже вспоминали о том, как снимали одну комнату на двоих и нередко довольствовались чаем с хлебом. Трудности были и с учебниками: многим они были не по карману. Чтобы сэкономить, использовали литографированные лекции: кто‑то из студентов вел конспект, а затем, с согласия преподавателя, рукопись отдавали в печать небольшим тиражом.
Но даже нехватка денег не мешала многим студентам быть страстными театралами: они готовы были ночами стоять в длинных очередях за дешевыми билетами. «Когда какая‑нибудь была возможность, я шел в оперу, — вспоминал писатель Викентий Вересаев. — В то время опера была для меня не просто эстетическим удовольствием и отдыхом. Это была вторая жизнь, яркая и углубленная»…
Бороться с безденежьем помогали землячества: среди студентов всегда было очень много приезжих. Выходцы из одного региона собирали средства в пользу своих малоимущих земляков, в том числе устраивали концерты в пользу «недостаточных» студентов. На них приглашенные артисты, а нередко и сами студенты исполняли оперные арии и небольшие литературные произведения.
— Вообще до революции сложился образ бедного студента, еле сводящего концы с концами, берущегося за любую работу, — говорит Техова. — Молодой человек, обучающийся в вузе, мог подрабатывать репетитором, торговым или страховым агентом, заниматься переводами с иностранных языков, выполнять чертежные заказы, распространять газеты. Во время Первой мировой войны в Петрограде даже действовала артель студентов-грузчиков.
«Группа студентов Технологического института решила открыть за одной из застав кинематограф, который будет функционировать в течение двух месяцев, — сообщалось в «Петербургской газете» в конце 1908 года. — В случае успеха дело будет продолжено, причем прибыль будет разделена пропорционально внесенным капиталам. Предприятие это оригинально еще и тем, что студенты сами исполняли роль механиков, кассиров и контролеров»…
И, конечно, невозможно представить себе студентов того времени без пения: под гитару, хором… Популярностью пользовались «Дубинушка», «Через тумбу, тумбу раз», «Укажи мне такую обитель»… Варили пунш — обязательно напевали «Крамбамбули»: эта застольная песня и сегодня популярна в некоторых петербургских семьях. «За то монахи в рай пошли, // Что пили все крамбамбули, // Крамбам-бим-бамбули, крамбамбули!»
Что и говорить, студенты — народ беспокойный. Когда они праздновали Татьянин день, горожане старались держаться от них подальше. А в молодежной среде тех, кто избегал пирушек, считали белыми воронами — пай-мальчиками или будущими столоначальниками…
Кстати, долгое время власти не разрешали студентам жениться. И чтобы бедность не плодить, и чтобы ничто не отвлекало их от наук. Запрет этот был отменен только в начале ХХ века Министерством народного просвещения.
Комментарии