Диссертация за год. Путь Владимира Челомея от студента до специалиста
Владимира Челомея, дважды Героя Социалистического Труда, называли и жестким прагматиком, и безумным фантазером. В плеяде конструкторов советской ракетно-космической техники он оказался самым молодым./Фото Валентина ЧЕРЕДИНЦЕВА
В 1936 году была издана работа «Векторное исчисление», ставшая основным учебным пособием по высшей математике нескольких поколений студентов. К удивлению многих, автором работы оказался вовсе не убеленный сединами профессор с огромным опытом практической и педагогической деятельности, а студент четвертого курса того же института. Звали его Владимир Челомей.
Да-да, тот самый, который стал впоследствии известен миру как создатель множества образцов авиационной и ракетно-космической техники, блестящий специалист в области механики и процессов управления.
Впрочем, назвать его просто «обычным студентом» было бы несправедливо. В институт он поступил в 1932 году, окончив перед этим автомобильный техникум. С первых же дней пребывания в альма-матер усиленно занимался самообразованием. Его всегда отличали огромное трудолюбие и стремление к познанию нового: помимо обязательных курсов в авиационном институте он слушал лекции по математике, физике и механике в университете.
На третьем курсе Челомей активно включился в научную работу института. Вскоре определились и предпочтения молодого ученого: особенно его заинтересовал раздел механики, связанный с теорией колебаний. Но, чтобы познать все тонкости физического процесса, необходимо было создать соответствующий математический аппарат. Так и родилось «Векторное исчисление». Он же стал первым, кто прочитал курс своим же однокашникам по студенческой скамье, сам еще не закончив обучение.
Всего за годы обучения в институте Владимир Челомей подготовил более двух десятков научных статей. Это были и теоретические исследования, и отчет об экспериментах.
Проходя учебную практику на моторостроительном заводе, он выполнил большую расчетно-исследовательскую работу по крутильным колебаниям авиамоторов. Она позволяла выяснять причины отказов авиадвигателей, что для того времени было весьма и весьма актуально.
Уже тогда у него возник замысел пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, и он, получив разрешение, проводил опыты на оборудовании завода. Этот задел помог ему спустя несколько лет.
Кроме того, на заводе он, еще будучи студентом, прочел инженерам предприятия большой 70‑часовой курс лекций по теории колебаний. По отзыву академика Леонида Седова, многие теоретические результаты, изложенные в этих лекциях, для того времени были новыми и в дальнейшем вошли в учебники и специальные справочники.
В 1937 году Челомей с отличием окончил институт. Его дипломная работа на тему «Колебания в авиационных двигателях» была защищена блестяще, ученый совет признал ее выдающейся, на уровне кандидатской диссертации. Ему дали рекомендацию в аспирантуру, в которой он проучился два года. Они оказались чрезвычайно насыщенными для молодого ученого. Он не только собирал материалы, необходимые для написания диссертации, но и живо интересовался многими сопутствующими дисциплинами.
Занятия в аспирантуре Челомей совмещал с преподавательской деятельностью. Помимо курса «Векторное исчисление», который он продолжал читать в авиационном институте, он вел там же семинары по математике и механике. Не отказывался, когда к нему обращались с просьбой прочитать специальные лекции по теории колебаний для инженеров авиационных и моторостроительных предприятий.
В 1939 году Челомей защитил кандидатскую диссертацию и тут же начал работать над докторской. В определенной степени ему повезло: в 1940 году в Советском Союзе были учреждены пятьдесят Сталинских премий для особо выдающихся молодых ученых, работающих над докторскими диссертациями. В их число попал и Челомей. Был установлен срок защиты — 1 июня 1941 года.
Несмотря на такие, прямо скажем, мизерные сроки, Челомей блестяще справился с поставленной задачей и защитил диссертацию тогда, когда это и было предписано. Но Высшая аттестационная комиссия не успела утвердить защиту: началась Великая Отечественная война. Доктором наук он стал только десять лет спустя, в 1951 году, когда в Московском высшем техническом училище имени Баумана состоялась новая защита.
В военные годы Челомей от науки ушел в практику. Летом 1941 года его назначили начальником группы в Центральном институте авиационного моторостроения имени Баранова, а в 1944 году — главным конструктором и директором опытного авиационного завода № 51. Под руководством Челомея были созданы первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, который устанавливался на ряде летательных аппаратов, и самолет-снаряд (прообраз современных крылатых ракет) 10Х.
Конструкторской деятельностью он занимался и в последующие годы. Начав с создания крылатых ракет для Военно-морского флота, он очень быстро расширил тематику своих работ, добавив в нее межконтинентальные баллистические ракеты, ракеты космического назначения, военные спутники, пилотируемые корабли и орбитальные станции, систему противоракетной обороны…
В планах Челомея были еще и полеты на Луну и Марс. Учитывая его неуемную энергию, не исключено, ему удалось бы воплотить свои мечты в жизнь.
Комментарии