«Учиться надо всегда». Как стать архитектором

«Учиться надо всегда». Как стать архитектором | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Отсутствие художественного образования – это не то, что помешает стать архитектором», – говорит выпускник магистратуры Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Дмитрий ЗЕНЕНКОВ. Поясняет: сейчас поступают ребята и с долгой учебой в художественной школе, и те, кто готовился самостоятельно.

* * *

– Я из Ярославля, поступил изначально в Москве на ПЗ, проектирование зданий: в школе занимался физикой, математикой, рисовал для себя – казалось, что ПЗ хороший компромисс между «техническим» и «художественным». Но в Москве не понравилось, к середине первого курса выяснилось, что специальности такой не будет, я отчислился и уже готовился пойти в армию.

Но дали отсрочку, я воспользовался образовавшимся полугодом, чтобы подготовиться к творческим экзаменам, и поступил «на архитектора» в СПбГАСУ. Просто решил, что это очень широкая специальность: можно уйти и в техническую часть, и в художественную; тут и дизайн, и строительство, и программирование.

Да, я понимаю, что архитектор представляется чем-то вроде художника. Но, условно, для Кваренги умение рисовать было необходимо как единственный способ донести идею. Сейчас множество инструментов, которые позволяют доносить мысль быстрее, выразительнее и гораздо менее трудозатратно. Роль рисунка в работе снижается, хотя, конечно, как часть культуры он остается и как «средство общения» между специалистами – это самый доступный язык.

* * *

У архитекторов бакалавриат и магистратура длятся не шесть лет, а семь. Считается, что зрелым специалистом становишься годам к сорока: надо набраться опыта. Даже не в смысле умений, а опыта жизненного: специальность завязана не только на технические или художественные вещи, но и на философию, социологию. Архитектор – это личность, а чтобы сложилась личность, нужно время.

Этот лишний год – совершенно не лишний. На каждом курсе у нас несколько новых проектов: общественные здания, жилые... Первое свое здание в ручной графике вы создадите уже на первом курсе: что-то простое – спасательная станция, горная хижина. На втором курсе начнете делать здания в компьютерных программах.

Сейчас проекты, к которым мы с ребятами причастны, разбросаны по России: где-то в конкурсах участвовали, где-то помогали знакомым чертить. У меня есть товарищи, которые понемногу начинают вести свои проекты. В следующем году будет реализовываться наша идея в Татарстане – по программе благоустройства в малых городах.

А моя дипломная работа – точнее, всей нашей группы архитекторов – касается развития Кронштадта. Мы проанализировали сильные и слабые стороны города, угрозы и возможности и выбрали участки с потенциалом для развития. Конечно, дипломная работа – это немножко «игра»: в реальности на проектирование влияло бы гораздо больше факторов, чем в учебном проекте, задача же диплома – продемонстрировать квалификацию каждого студента, поэтому каждый стремится создать нечто уникальное. В жизни, конечно, так не будет.

Но в целом идея такая: в каждой части острова Котлин должно быть что-то, что привлечет людей. И сам Кронштадт должен стать таким местом, чтобы оттянуть из исторического центра Петербурга часть людей, высвободить его. Подойдут ли наши предложения – не знаю, посмотрим.

* * *

Архитектура – это в числе прочего и компромисс. Вот архитектор захотел сделать здание, которое, как мост, перекидывается с этого берега на тот. Для этого подойдет конструкция «ферма». Но конструктор посчитает, что сечение балки, держащей ферму, должно быть в пять раз толще, чем представлялось архитектору в фантазиях.

«Полет фантазии» – мне кажется, скорее плохо: архитектура – это обдуманное решение. Которое неплохо бы принимать с учетом того, как живут и что думают местные жители. Современные архитекторы часто привлекают их к работе, узнают запросы и учитывают интересы. Важно иногда спрятать свое эго: ты построишь и уедешь, а людям тут жить.

* * *

Петербург хорош своим изначально понятным градостроительным планом, интересен фоновой архитектурой, когда здания в совокупности значат гораздо больше, чем по отдельности. Если бы каждое здание было уникальным шедевром, город потерял бы свое обаяние.

Понятно, что нужно сохранять здания XVIII века, но мне кажется, что если сохранение – единственная парадигма, то долго это работать не будет. Город должен развиваться, а значит, меняться. Можно построить хорошее современное здание, вписав его в классическую застройку – подметив особенности расстекловки, акценты, декор, материал. Продолжать строить подобия зданий XVIII века в XXI веке – очень странная затея.

Города в современном мире борются друг с другом за людей: кто привлечет активных, толковых. Таким людям недостаточно двухнедельного отпуска в Москве, Петербурге или за границей, чтобы пожить в красоте и комфорте, – они хотят так жить повседневно. Какой город даст им такую возможность – в том они и будут жить. Европейские города это понимают, вкладываются в образ города. Москва, Татарстан много в этом направлении делают.

* * *

Что дальше? Дальнейшее саморазвитие, учеба. Архитектору учиться надо всегда. Как в принципе и всем.

Мне кажется, это нормально: время от времени задумываться, тем ли ты занимаешься. Выбранная специальность – это больше про людей, с которыми она тебя сводит: близки ли они тебе по духу. Люди, которых я встретил, мне близки. Но вообще-то не надо бояться что-то поменять: уехать, бросить, взять паузу. Не надо относиться к своему нынешнему выбору слишком драматично: он важный, но не самый важный в твоей жизни. Все будет хорошо.



Комментарии