«Счастье в моменте». Лучший учитель физкультуры РФ о спорте и учениках

«Счастье в моменте». Лучший учитель физкультуры РФ о спорте и учениках | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Снежана МИТРАФАНОВА - выпускница магистратуры Института физической культуры и спорта Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Снежана не собиралась становиться а) учителем, б) физкультуры. Стала лучшим учителем физкультуры Российской Федерации: победила в конкурсе, объявленном Общественным советом страны. На межшкольных соревнованиях Снежану Михайловну, бывает, принимают за школьницу: «Девушка, кто ваш руководитель?». Отвечает: «Я и есть наш руководитель».

***

– Я из города Гай Оренбургской области. Маленький шахтерский городочек: там добывают медную руду. Население – 30 тысяч жителей.

Спортом всерьез начала заниматься лет в 15, то есть довольно поздно. Это, наверное, судьба: в первую неделю в девятом классе меня, круглую отличницу, выгнали с уроков. Дело в том, что я нарушила школьное требование «каблуки не выше 4 см». Это сейчас любимая обувь – кроссовки, а раньше я всегда на каблуках ходила.

Сообщила папе: «Хочу переводиться в другую школу», он поставил условие: «Хорошо, но ты и в новой школе должна быть отличницей». У нас в семье принято так: ты несешь ответственность за свой выбор. И вот в этом моем новом девятом классе учитель физкультуры сказал: «Я вижу в тебе потенциал».

Господи, где я, а где спорт?! Я десять лет занималась танцами, и с детства на вопрос: «Кем хочешь быть?» – отвечала: «Хореографом». Мама, сама преподаватель танцев и пения, костюмы шила ночами.

Но учитель настоял, начали готовиться – и два года подряд я становилась призером финала Всероссийской олимпиады по физкультуре. Были варианты поступать на физику/химию, но быстро отпали. Я устала быть «отличницей во всем»: поняла, что хочу заниматься только тем, что нравится, а нравится мне творчество.

Приехала в Питер поступать «на режиссуру», но так сложилось, что в последний день подачи заявлений оказалась в приемной комиссии университета имени Герцена. Думала подать документы на педагога дошкольного и начального образования, но там посмотрели на мои «регалии» и стали убеждать: поступайте на физкультурное!

Поступила – и поняла, что оказалась в своей тарелке. Наш институт, сокращенно ИФКИС, в университете очень любят: мы за любой «движ» – приехать, помочь, организовать. Про нас говорят: «О, это ж физруки! Это ж ИФКИС!». Были случаи, когда после каких-нибудь студенческих мероприятий к нам переводились ребята с других факультетов. Наш студсовет в прошлом году занял второе место в России.

Я не хотела становиться таким привычным «учителем физры», но в университете ты осваиваешь и занятия, которые сможешь вести не только на уроках: от гандбола до степ-аэробики, от калланетики до фитбол-аэробики.

После бакалавриата устроилась работать в школу в Мурине. Школа огромная, больше двух тысяч человек. Сейчас работаю со старшими классами: «вредный» переходный возраст со всеми его прелестями. У меня девять классов и классное руководство в восьмом: 24 мальчика, семь девочек – класс научно-технический.

В свое время я проводила исследование: как физическая работоспособность влияет на умственную, так что научно-популярно объясняю, зачем нужны все эти качания пресса и отжимания. Почему, например, в американских университетах спорту такое внимание уделяется? Потому что знают: если будут проблемы со здоровьем, с выносливостью – начнутся сложности и с работой. К сожалению, у современных детей уровень физического развития довольно слабый: сколиоз, астма, аллергии. Постоянно думаешь: какие дать упражнения, чтобы ребенок не покалечился и в то же время физически окреп. У нас на уроках все время звучит: здоровье дается один раз и на всю жизнь; волосы отрастут – спину новую не отрастишь.

Урок физкультуры – наверное, единственный, где дети могут разрядиться. Но мои ребята знают: на перемене я могу подурачиться, а на уроке строгая. Правда, они говорят: «Снежана Михайловна, вы так мило сердитесь». С одной стороны, я с ними на одной волне: по возрасту довольно близко. С другой – именно из-за этого нужно сразу правильно себя поставить.

С хулиганами легко нахожу общий язык: сказывается, что у меня три старших брата. Ну приходится иногда предупреждать: «Ребят, без мата на поле, пожалуйста». Услышу – десять отжиманий. Или условия ставлю: «Будете пропускать другие уроки – поедете на соревнования без меня». Это работает.

Честно говоря, мне мало быть учителем. Нравится быть наставником, мотивировать. Помню, я только в середине года ребятам сказала: «Давайте теперь знакомиться заново», – и показала презентацию со своими достижениями. Дважды призер Всероса, грант «для поддержки одаренной молодежи» и так далее. Так-то хвалиться не люблю: вдруг провалишься. Но тут важно было показать, чего можно достичь. И ребята такие: «Ничего себе!».

Даже если не веду у какого-нибудь класса урок – соберу команду, назначу тренировку, повезу на соревнования. Это невероятно приятно – приносить в учительскую очередной кубок или когда мама школьника пишет: «Мой ребенок стал по утрам гимнастику делать!».

Что дальше? Было приглашение в «Академию талантов» развивать направление «Спорт». Но пока хочу поработать в школе. Есть цель: довести школьника до Всероссийской олимпиады, как когда-то сделал мой учитель физкультуры. В меня что-то вложили – и я хочу посеять этот росточек. Вот сейчас лето, я скинула ребятам программу подготовки к Всероссийской олимпиаде.

...Мой совет будущим студентам – не упускайте возможностей. Обидно на третьем курсе вдруг оглянуться и увидеть, что чем-то не воспользовался. Когда к нам в студсовет приходили первокурсники, мы обязательно говорили: «Ребята, учеба – само собой, но запомнится вам на всю жизнь внеучебная деятельность». Берите от студенческой жизни по максимуму. Да, будут бессонные ночи, вы будете пропадать в университете. Но это так круто – выходить своей компанией из вуза в десять вечера, идти по городу, петь песни, болтать, смеяться. В этот момент понимаешь, что такое «счастье в моменте».



Комментарии