2Vtzqv4Hz9U

Начать с чистого листа. Студент ГУАПа разработал уникальный проект с беспилотниками

Начать с чистого листа. Студент ГУАПа разработал уникальный проект с беспилотниками | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«Логистика - это не просто «задача транспортировки из пункта А в пункт Б за меньший промежуток времени». Это оптимизация, автоматизация, расчеты, построение моделей транспортной системы и цепей поставок», - объясняет Никита Богатов, выпускник магистратуры Государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), кафедры системного анализа и логистики. Никита приспособил к логистике дроны, самостоятельно организовал себе практику в «Люфтганза», а в науке оказался, можно сказать, благодаря КВН.

- Никита, у вас пятерка за магистерскую. О чем она?

- Это собственный проект «Инвентаризация склада с помощью беспилотного летательного аппарата». На работу уже получен так называемый сертификат программы электронно-вычислительной машины, она уже представлена индустриальным партнерам нашей Лаборатории беспилотных систем ГУАПа, о проекте рассказывали по телеканалам «Санкт-Петербург», «Россия», «Первый». Вот только что выиграл грант полмиллиона рублей на продолжение разработки.

- Инвентаризацию складов обычно люди проводят, а у вас будут беспилотники?

- Да. Представьте себе огромные склады. Ходит человек, залезает в коробки, смотрит, что там и сколько. Можно использовать радиочастотную идентификацию: на коробках стоит метка, похожая на штрихкод, но с собственным элементом питания, с гораздо большим объемом информации, и, главное, ее можно перепрограммировать. Идея в том, чтобы в процессе инвентаризации максимально снизить участие сотрудников. Должно быть примерно так: у квадрокоптера задана маршрутизация стеллажей на складе, коптер облетает их по оптимальному маршруту и считывает информацию.

Сложность в том, что в реальной жизни в работу технического устройства могут вмешиваться внешние факторы, а когда внедряешь коптер в индустриальную среду, он не должен косячить. Безопасность превыше всего. Вот над этим и работаю.

- Почему выбрали логистику? ГУАП в первую очередь ассоциируется с приборами для самолетов и космических кораблей.

- То, что ГУАП «аэрокосмический», свою роль сыграло: я в свое время хотел стать пилотом. Летаю в авиасимуляторах (две тысячи часов налета), мечтаю когда-нибудь полететь в реальности. У вуза партнерство с работодателями, в том числе с «Воздушными воротами Северной столицы», то есть аэропортом «Пулково».

А что касается логистики, она всегда мне была интересна: в семье много рассуждали на тему логистики транспортных систем.

Так получилось, что мне уже на первом курсе предложили подключиться к работе на кафедре. Мне было 16 лет: логист я был еще никакой, но знаю немецкий и английский - привлекли делать официальные переводы научных статей НАСА.

- Вы и в школе были активный?

- Нет. В школьном возрасте я в силу определенных обстоятельств здорово замкнулся в себе. Я не был глупым, не был заморышем - вполне такой сильный парень, но, что называется, «с внутренним надломом». Учеба ухудшилась, со сверстниками не очень-то общался. Я очень хотел поступить в университет, потому что для меня это был шанс начать все с чистого листа. Так и получилось.

- А что повлияло в университете?

- Возможности. Сыграло роль и то, что школьный подростковый возраст - агрессивный, а в вузе вдруг видишь совершенно противоположное: доброжелательность, партнерство. Я сразу стал включаться просто во все. Разве что в группе музыкальной не играл, хотя на гитаре умею.

В ГУАПе, наверное, самое большое количество творческих студий, есть своя программа подготовки для будущих сотрудников профсоюзной организации: это настоящая работа - защита прав студентов, дискуссии с преподавателями. Правда, у меня была проблема: я не умел разговаривать. Перед аудиторией - тем более. В вузе много мероприятий, у нас специально ведущих готовят из числа студентов, это заодно возможность подработать. Я пошел на отбор - и все провалил: трясся так, что микрофон в руках ходуном ходил. Но Лариса Игоревна Николаева, руководитель управления по работе с молодежью, сказала: «Берем». С нами много занимались, первое проведенное мероприятие лучше и не вспоминать, но вдруг я стал кайфовать от нахождения на сцене, от общения. Вел крупные мероприятия на 600 - 700 человек, работал с малыми аудиториями, а это сложнее.

- А учеба как же? Наука?

- Ну а что мешает? Мой лучший друг работает в Институте ядерной химии и физики, у нас мини-группа (играем на гитарах) и свой клуб настольных игр. А в науку я, можно сказать, вообще зашел «через КВН».

- Это как?

- На втором курсе меня окликнул Николай Николаевич Майоров (он сейчас директор Института аэрокосмических приборов и систем ГУАПа, тогда был заместителем директора): «Никита, ты играл в КВН? Нужен человек, который представит команду на олимпиаде». Понадобились презентационные «кавээновские» умения, но сама олимпиада была научной. А потом стали привлекать к научной деятельности кафедры.

Это к вопросу о том, что не нужно сидеть и ждать. На первой производственной практике нашей группы в аэропорту «Пулково» я просто взял и поинтересовался: «Практика - это отлично. А работа у вас есть?». Хотелось финансовой независимости. И получилось, что наша группа занималась документами в бизнес-центре аэропорта, а я и практику проходил, и зарабатывал на работе в терминале. Занимался оптимизацией пассажиропотока, тогда шла подготовка к ЧМ по футболу.

Но главная перемена случилась на третьем курсе бакалавриата. Оттуда и проросли нынешние проекты с беспилотниками.

- Что же произошло?

- «Произошел» мой дедушка. Мы обсуждали летнюю стажировку, решили: а что если мне по приколу попробовать устроиться в Германию, в «Люфтганза»? У меня дядя живет в Германии, работает в этой компании, но кумовство там невозможно, дядя просто сказал, что есть программа стажировок.

Свои шансы я расценивал процентов на пять. Зарегистрировался, прошел тесты - приходит ответ: «Принимаем». Кажется, это был первый случай в России, когда студент сам по себе нашел такого рода практику, да еще оплачиваемую. Правда, я пережил полугодовой бюрократический ад сбора документов, но тут уж просто все мне помогали, в том числе вуз.

На стажировке я разрабатывал проект расширения складов для шасси Airbus А380. Вернулся в Петербург уже с решением работать в авиационной логистике. Написал на нашей кафедре статью по внедрению автоматизированных решений этой немецкой компании в российскую практику, эта работа получила золотую медаль от международного научного сообщества по автоматизации.

И понеслось: учебные практики, дистанционный курс по проектному менеджменту от профессора из университета штата Индиана (это партнер вуза), а с первого курса магистратуры мы основали в ГУАПе Лабораторию беспилотных авиационных систем, я там инженер.

- Вы ведь еще и эксперт World Skills, всемирного соревнования молодых профессионалов. Какие у вас там задачи?

- Мы работаем в направлении «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». Надо создавать технические задания, эталоны их выполнения, оценивать выступления, а также разрабатывать новую модель внедрения конкурсного задания в разработку реального практического решения. Мы и ребят готовим (в таких состязаниях участвуют 16 - 22-летние), и сами участвовали: выиграли межвузовский чемпионат, региональный, чемпионат стран БРИКС. В июле как тренер еду с учеником (он занял первое место) на национальный финал в Уфу.

- Чем займетесь после магистратуры?

- Поступлю в аспирантуру: надо развивать проект. Есть личные идеи по саморазвитию. Насчет работы в частной компании - пока не знаю. Что еще... Сотрудничество с вузом. Есть стереотип, будто преподавание в вузе - это так себе карьера, маленькая зарплата и так далее. Давайте начистоту: можно сидеть на попе ровно и жаловаться на лаборантские четыре тысячи в месяц - а можно зарабатывать. Все зависит от человека: какие задачи на себя берет, что собой представляет.

Я, кстати, и так преподаю: ведем для партнеров из финского университета семинар по оптимизации обслуживания воздушного судна в аэропорту. Недавно совместно с нашими партнерами проводил вебинар по World Skills для 20 стран мира по простейшему программированию дронов.

Вообще по логистике и беспилотникам многие мировые университеты интересуются нашим опытом: с Китаем хорошие отношения, со Швейцарией. Недавно ГУАП подписал соглашение о сотрудничестве с Мадридским техническим университетом.

Я понимаю, что у меня будет защита кандидатской, но что дальше - не знаю: вы видите, как у меня все неочевидно складывалось. Хотя, если вдуматься, путь был последователен: в первую очередь отработать умение решать вопросы, расправиться с неумением общаться. В конце концов, и от этого зависит, достаточно ли ты убедителен, чтобы в твою разработку поверили. Я до сих пор иногда мероприятия веду: люблю позажигать с залом.

- Вы в вуз шли, чтобы начать все с чистого листа. Собой довольны?

- Оцениваю себя на четыре из пяти. Всегда есть что в себе исправить.


Комментарии