На стыке наук. Выпускница Политеха – о том, что общего у механики и медицины

На стыке наук. Выпускница Политеха – о том, что общего у механики и медицины | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Бакалаврское исследование Жанны ГУДКИНОЙ касалось прочности зубов, но Жанна - выпускница не стоматологического факультета медвуза, а Института прикладной математики и механики Политеха Петра Великого. Магистратуру этого вуза она оканчивает в этом году.

* * *

- Зуб «сделан» из прочнейшего материала: археологи, как известно, находят древние останки с практически целыми зубами. Но иногда в здоровом с виду зубе образуется трещина. Я сейчас не про кариес: кариес - «работа» бактерий. Я именно о «развитии микротрещин поперечного сдвига в дентине», как это сформулировано в моей работе.

Дентин - это внутренняя часть зуба под эмалью. Она твердая, но не монолитная: это композит, в котором присутствует множество очень тонких микроканалов, по которым циркулируют кровь и жидкость, переносящие важные для жизни зуба вещества. В эксперименте мы рассматривали неживой зуб - соответственно, каналы в нем были пустые, похожие на полые цилиндрики. Нужно было понять, как в зубе возникают трещины, а потом объяснить этот механизм с точки зрения механики.

В работе была и экспериментальная часть, и теоретическая. Эксперимент проводился в Южной Корее одним из моих научных руководителей, а я обрабатывала результаты, находила и доказывала связь между микротрещинами и каналами, просчитывала, какой должна быть нагрузка на дентин, чтобы трещина образовалась или, наоборот, чтобы ее избежать.

Очевидное практическое приложение - конечно, для стоматолога: специалисту нужно понимать, почему может образоваться такой дефект. Но есть еще одно важное применение: создание материалов, которые по свойствам подобны природным. Это называется биомиметика. Ну самый известный в быту пример - застежка-липучка: ее принцип «подсмотрен» у колючек чертополоха. Хотелось бы создать что-то столь же прочное, как дентин.

Не то чтобы я в медицину углублялась - нет, это механика. Но мне очень нравится работать на стыке наук: когда не «только физика» или «только математика». И нравится, что это связано с человеком. И объяснить неспециалисту суть этой работы довольно легко - проще, чем суть моей магистерской: «Дилатационные включения в упругом клине». Тут просто скажу, что это важно, например, в работе с полупроводниками.

* * *

Я в школе долго не могла выбрать не то что вуз, даже направление. У меня золотая медаль, я участвовала во Всероссийской олимпиаде по МХК, мировой художественной культуре. В девятом классе, когда было разделение «по профилям», выбрала физико-математический, но мне говорили: в Политех после обычной школы не поступить. Слышать такое неприятно. Но мама сказала: «Никого не слушай, делай то, что тебе ближе».

Пробные ЕГЭ по физике и математике сдавала отлично, а во время экзаменов приболела и результаты были весьма средние. Выручили 10 дополнительных баллов за золотую медаль (да, у меня были не только «Алые паруса», но и «Бал медалистов» в Петергофе). Ну и баллов добавили достижения в шахматах: я чемпионка Петербурга среди девушек до 18 лет. Меня приняли во все пять вузов, куда подала заявление, я выбрала Политех: он котируется и у нас, и за границей.

Но то, что я «из обычной школы», сказалось: ребята из физматов поначалу очень опережали меня. Но у нас группа хорошая: кто больше понимал, объяснял другим. Я знаю, что есть вузы с балльно-рейтинговой системой, где все друг другу конкуренты, - может, такой подход стимулирует, но не меня.

Преподаватели помогали. Обычно первокурсников пугают: все, детство кончилось, никто с вами возиться не будет. Возиться, может, и не будут, но в помощи не откажут.

Я действительно очень много работала. Не пропускала лекций, делала все домашние задания. В школе считалась «ботаничкой» - в университете такого уже не было: тут важна эта «ботаничность». Шахматная подготовка тоже косвенно пригодилась: когда сидишь над доской по шесть часов, учишься не обращать внимания на отвлекающие факторы.

В итоге с красным дипломом окончила.

* * *

Только в университете я узнала, что такое не спать всю ночь. Бывало, что жутко уставала, раздражалась - но у меня никогда не пропадал интерес. Особенно когда началась наука: конференции, новые знакомства.

Я еще и старостой стала. Во-первых, по принципу «если не я, то кто»: лучше самой быть связной между преподавателями и студентами, чем надеяться на кого-то. Во-вторых, общественная нагрузка для меня - это, наоборот, разгрузка по сравнению с наукой.

Я люблю общаться, преподавать (как репетитор учу физике и шахматам), волонтерить. В конкурсах участвую, даже если думаю, что шансов нет. Ну никогда не знаешь, что может получиться: выиграла стипендию имени А. Ф. Иоффе, получаю стипендию президента РФ, стала студентом года в Политехе, участвую в работе по гранту Российского фонда фундаментальных исследований.

Политех - многогранный, в нем множество институтов технических, естественно-научных, есть гуманитарный. Это же какая возможность работать на стыке наук! Для меня, человека, который никогда не может определиться, что ему больше нравится, - как раз то, что нужно.


Комментарии