Три богатыря Невы
Открыточные виды Петербурга сформировались уже в ХХ веке. ФОТО Александра ТАРАСЕНКОВА/ИНТЕРПРЕСС
Считается, что Петр Великий не желал строить мосты через Неву: он стремился привить своим подданным любовь к воде и требовал от них переправляться морским транспортом. Однако повседневная для горожан необходимость переезжать с берега на берег вынуждала городские власти устраивать переправы - сперва наплавные, а затем и каменные.
Нева - река полноводная и быстрая. Ее дно состоит из ненадежных грунтов, а ежегодный ледоход в силах был сорвать и унести в Финский залив самые мощные мостовые сваи. Поэтому постоянные мосты через Неву появились только в середине XIX века, когда технические возможности мостостроителей позволили одолеть норовистую реку.
Несовершенство наплавных мостовых переправ приводило к тому, что растущий город на время неизбежных ледоходов оказывался разорванным на изолированные части. Эту ситуацию пытались исправить с первых лет жизни Петербурга. Есть сведения, что еще в 1716 году царю преподнесли проект и модель однопролетного моста через Неву, но в те годы осуществить такую революционную задумку было технически невозможно.
Именно поэтому в первые полтора века петербургской истории для преодоления Невы возводили наплавные мосты. Конструкция проста: лодки-барки ставили в ряд между берегами, перекрывали их бревнами, на которые укладывали настил, - и переправа готова! На время ледохода мост разбирали, а затем наводили вновь.
Знаменитый изобретатель Иван Кулибин при Екатерине II представил проект деревянного одноарочного моста пролетом триста метров. Переправа, подобно радуге, должна была соединить невские берега. Построили модель, при испытаниях продемонстрировавшую безупречность расчетов. Однако мост так и не возвели: главный конструктивный материал — дерево — требовал частых и трудоемких ремонтов.
Кроме того, появление такого крупномасштабного высотного сооружения в панораме центральной акватории Невы грозило нарушить «строгий стройный вид» Петербурга.
Долговечные мосты через Неву - Благовещенский и Литейный - стали строить в «век металла». Однако невская акватория, простиравшаяся перед Стрелкой Васильевского острова, Зимним дворцом и Петропавловской крепостью, долгое время оставалась без должного обрамления.
«Первой ласточкой» стал Троицкий мост, открытый в 1903 году. Строительству моста предшествовал международный конкурс, однако к осуществлению был принят поданный вне конкурса проект французской фирмы «Батиньоль». Этот проект, по мнению городских властей, имел «такие технические совершенства, которые выделяют его из всех заурядных проектов». Сыграли свою роль политические события: в те годы укреплялся русско-французский союз, и новый мост стал символом единения двух стран.
Строительная история следующего моста - Дворцового - сложнее. Еще в 1882 году в Городскую управу поступило обращение горожан с просьбой заменить наплавной Дворцовый мост постоянным, но власти отреагировали лишь в 1901 году, объявив конкурс проектов. Сразу выбрать из конкурсных работ наилучший проект не получилось, провели дополнительные состязания. В итоге лишь в 1911 году приняли проект инженера Анджея Пшеницкого, и строительство наконец стартовало. Однако художественные идеи Пшеницкого, предложившего механически перенести декор Троицкого моста на Дворцовый, были отвергнуты.
Оформление моста поручили придворному архитектору Роману Мельцеру. Он задумал поставить на мосту четыре огромных фонаря-маяка, богато украшенных скульптурой. Эксперты высказывались «против постановки на мосту башен», но император утвердил проект. Те не сдавались.
На помощь пришли и физики, доказавшие неравномерность освещения моста фонарями, размещенными на башнях. Николай II уступил, и переделанный проект строившегося моста был утвержден в 1915 году. Мост открыли для движения в декабре 1916 года, в самый разгар Первой мировой и в канун крушения Российской империи, когда было уже не до художественного оформления.
Дворцовый мост долгое время простоял не только без декора, но и с временными деревянными ограждениями-перилами, замененными на чугунные лишь в конце 1930-х - с соответствовавшей тому времени советской символикой.
Третий мост, обрамляющий зеркало центральной акватории Невы, - Биржевой (мост Строителей) - самый молодой среди своих собратьев. Первоначально деревянный, сооруженный в последнем десятилетии XIX века, мост стал стальным лишь в конце 1950-х годов.
Перед мостостроителями стояла сложная задача: создать симметричную композицию из двух мостов (Дворцового и Биржевого) и Стрелки Васильевского острова. Проблемой оказалась разная протяженность мостов: деревянный Биржевой был более чем на 70 метров длиннее Дворцового. Чтобы добиться необходимой симметрии, засыпали мелководное правобережье Малой Невы, и протяженность мостов почти сравнялась. Так мировой шедевр - ансамбль Стрелки Васильевского острова - получил свое завершение.
Александр ЧЕПЕЛЬ
Комментарии