Новый флот построили в крепости
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Отвоевав у Швеции в ходе Северной войны устье Невы и основав Петербург, Петр I безотлагательно начал строить здесь флот. Без кораблей «ногою твердой стать при море», удержать невские берега было невозможно. Русские суда уже строились поблизости с 1702 года — на верфях у рек Сясь и Свирь, но провести эскадры через своенравное Ладожское озеро в Неву было непростым делом.
Очевидно, такая ситуация подтолкнула царя искать место для новой верфи. Он придирчиво объезжал все бухты, заливы, протоки невской дельты и выбрал участок на Неве почти напротив Петропавловской крепости, чуть ближе к заливу.
5 ноября 1704 года в царском походном журнале появилась такая запись: «Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен». Здание было обширным. Если перевести сажени в метры, получим прямоугольник со сторонами 213 на 426 метров.
«Обмытому» в остерии (трактире) Адмиралтейству предстояло взять на себя функции не только верфи, но и крепости. Шведы не давали покоя, и новая Адмиралтейская крепость-верфь совместно с Петропавловской фортецией должна была защищать от врагов вход в Неву.
Простая архитектура адмиралтейских зданий оттенялась вертикалью «государевой конторы», со временем превратившейся в знаменитую башню Адмиралтейства со шпилем и парящим над ним корабликом. Осип Мандельштам писал: «Ладья воздушная и мачта-недотрога, // Служа линейкою преемникам Петра, // Он учит: красота - не прихоть полубога, // А хищный глазомер простого столяра».
Кораблик на шпиле Адмиралтейства - один из самых узнаваемых символов нашего города. Адмиралтейская башня, шпиль которой был в годы Великой Отечественной войны укрыт маскировочным чехлом, изображена на медали «За оборону Ленинграда».
Россия нуждалась в увеличении численности своего флота, и Адмиралтейская верфь скоро стала тесна. В 1712 году в устье реки Мойки был основан Галерный двор, сюда перенесли строительство мелких и средних судов. В 1800 году, уже при Павле I, верфь полностью перекочевала сюда - так появилось Новое Адмиралтейство, со временем ставшее заводом «Адмиралтейские верфи».
В 1830-е, в правление Николая I, здесь построили первый в России каменный эллинг, где родился крупнейший 111-пушечный деревянный корабль «Император Николай I». Новое Адмиралтейство, всегда принадлежавшее казне, постоянно совершенствовало свою производственную базу и участвовало во всех кораблестроительных программах страны. Сейчас главное направление «Адмиралтейских верфей» - проектирование, производство и модернизация судов гражданского и военного назначения различных типов.
В 1856 году на противоположном от Нового Адмиралтейства берегу Большой Невы, на Васильевском острове, был основан Балтийский литейный, механический и судостроительный завод Карра и Макферсона. Первоначально судостроение на заводе ограничивалось заказами на яхты, небольшие пароходы. Английский подданный Марк Макферсон, отвечавший за развитие производства, в качестве мастеров нанимал исключительно иностранцев, а рабочими принимал русских.
Завод расширялся и стал получать заказы от казны. В 1861 году здесь построили первый в России железный броненосный корабль - канонерскую лодку «Опыт». Через десять лет после основания завод вошел в число ведущих судостроительных и машиностроительных предприятий российской столицы. Однако расширение производства способствовало накоплению свыше трех миллионов рублей долга, и в 1874 году завод был продан Русско-Английскому обществу. Связи с британской промышленностью вдохнули в предприятие новую жизнь, приобреталась современная техника, на берегу Невы построили 80-тонный кран-треногу, проложили рельсовые пути.
Под управлением талантливого администратора Михаила Ильича Кази завод превратился в передовое судостроительное предприятие. В 1894 году предприятие отошло в казну и стало специализироваться на строительстве океанских кораблей и подводных лодок. В 1903 году на Балтийском заводе построили первую российскую подводную лодку, официально зачисленную в состав Российского флота, - «Дельфин».
В наши дни Балтийский завод выполняет важнейший государственный заказ - строительство современных атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь», «Урал».
Александр БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ
Комментарии