Интернат как подготовка к взрослой жизни

Интернат как подготовка к взрослой жизни  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Виктор МИГРИН, Президентский физико-математический лицей № 239

Одиннадцатиклассник Мигрин записался только на два ЕГЭ - по русскому и математике. Таким набором обычно ограничиваются, если собрались не в вуз, а в колледж. К тому же ЕГЭ по математике Виктор сдавать вообще не будет. И тем не менее намерен идтина матмех СПбГУ к Станиславу Смирнову, обладателю Филдсовской премии, которую называют математической Нобелевкой. Дело в том, что Виктор - призер «всероса» по математике, а это «в переводе на ЕГЭ» - 100 баллов.

- Я живу в интернате при лицее. Родители уехали из Петербурга (они военные), а я остался. В Петербург приехал в восьмом классе из Новороссийска; там учился в обычной средней школе. Математикой начал заниматься, наверное, классе в шестом. Выиграл какую-то олимпиаду вроде «Кенгуру», меня приметили в тамошнем математическом кружке и через какое-то время отправили в питерский математический лагерь. А на следующий год мама говорит: меня по службе переводят в Петербург, можешь поехать со мной.

После других школ в 239-й трудно. В других школах гранит науки мягковат, и если ты потом вгрызешься в тот, который тебе дают в нашем лицее, - сразу все зубки и обломаешь. Мне запомнился мой первый учебный день: с ходу устроили проверочную по истории. Надо было назвать какого-то царя - кажется, Петра III, а я к началу своего восьмого класса только Петра I и знал. И его благополучно вписал. Получил двойку и понял, что учиться здесь только на пятерки - почти несбыточная мечта. Нет, в аттестате у меня в итоге почти все пятерки, только физика и информатика на четыре, но каких усилий это стоило...

Я математик, конкретный. Не физик, не информатик. Физику терпеть не могу: может, олимпиадная физика другая, но школьная для меня - просто запоминание 20 формул и применение их. Информатика - нечто громоздкое, в котором не ты копаешься, а за тебя копается компьютер. А математика - это красивые цифры, формулы, свернутые выражения, изящные решения.

Вот меня классный руководитель попросил составить список математических олимпиад, в которых я успешно участвовал, я посидел, подумал и составил. А так, навскидку, все не помню. Помимо «всероса» в этом учебном году был на международном конкурсе Baltic Way, наша команда поделила первое место с поляками. Ездил в Румынию на международную олимпиаду, там у меня «бронза»... Ой, нет, это надо напрячься, чтобы все вспомнить, я так сходу не умею.

Конечно, эти олимпиады обеспечивают поступление в университет. Собираюсь в СПбГУ на матмех на бакалавриат Смирнова. Там очень крутая математика. Когда все записывались на ЕГЭ, я «заявился» только на математику и русский и этим здорово себя ограничил. Потому что это дает такую прямую дорожку, вдоль которой стоят только математические учреждения. Меня возьмут в любое из них, но думаю, что я зря так сузил свой коридор, даже если он ведет к лучшим из лучших.

Я не знаю, кем стану в будущем. Некоторые мои знакомые со своей сильной математикой шли в сторону информатики - в «Яндекс», «Гугл». Или в банковскую сферу - на бирже нужна математика, чтобы просчитывать движение акций. Эти ребята гребут большие деньги, но такая работа пожирает у них очень много времени.

Ученым я пока себя тоже не вижу. Решая олимпиадную задачу, ты знаешь, что потратишь на нее пару дней, но решение найти точно можно. А на какую-нибудь «задачу тысячелетия» потратишь и 10 лет. Этого не жалко, но ведь нет гарантий, что ты ее вообще решишь. К тому же есть темы любимые и нелюбимые: могу просидеть над геометрической задачей несколько дней, а засиживаться над задачей по комбинаторике не стану.

Свободное время я провожу дважды в неделю в математическом кружке, дважды в неделю - на волейболе. Да, я знаю, что похож на музыканта-неформала, и, если друзья на гитаре подыграют, погорланить песни люблю.

Каким себя вижу лет через 10 - 15? Я что-нибудь романтичное сочиню сейчас: хотел бы путешествовать. Новых знакомых обрести. Мне нравится общаться, нравится быть в движении. А в ближайшее время, получается, буду в некотором роде учителем: руководитель нашего математического кружка наберет новых пятиклассников, я буду приходить и им преподавать. Это очень сложно: определить, кто из них станет сильным математиком, а кто не станет. Бывало, в пятом классе ребята, которые особенно математикой не занимались, решали на вступительном экзамене в лицей «12 задач из 10», то есть решали десять положенных, а потом справлялись с дополнительными. А к выпускным классам некоторые из них уже не тянули математический кружок. А еще я преклоняюсь перед ребятами, которые, живя не в Москве, не в Питере, сами ищут себе задачи, сами читают теорию, сами себя обучают. Уважаю такие крепкие росточки, которые умудряются расти на не самых плодородных почвах.

...Жизнь в интернате дает главный бонус: постепенную подготовку ко взрослой жизни. Это как бы переходная стадия: ты уже не при родителях, никто не следит, сделал ты уроки или нет, но все же есть присмотр. Ты больше готов к следующей стадии, полной свободе, когда пригляда не будет. Я-то стал взрослым еще в 12 лет, когда у меня появился самый младший брат. Но формально мое детство завершается сейчас: я действительно думаю, что «закончилась школа - закончилось детство». И рад, что последний период «формального» детства, вторую половину 11-го класса, я провел, как хотел. Это ощущение сложно объяснить. Можно только почувствовать.

Комментарии