Какова температура в школе
Победитель всероссийского конкурса «Педагогический дебют» Владимир СИМАНОВСКИЙ. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Портрет нашего собеседника учителя физики гимназии № 271 можно было увидеть, скажем, на проспекте Славы - на огромном баннере с надписью «Люди нашего города». Тогда Владимир Александрович отличился еще только в городском конкурсе «Педагогический дебют». После победы на всероссийском этапе он официально лучший начинающий учитель страны. С ним мы поговорили о том, каково отвечать на вопрос гуманитария «а зачем мне физика?», по-прежнему ли задачи в учебнике далеки от реальной жизни и как чувствует себя предмет «астрономия» после 20 лет отсутствия в школьной программе.
- Владимир Александрович, у вас какие классы?
- Физику преподаю в этом году с восьмого по десятый, а в 11-х классах - астрономию и новую дисциплину «Индивидуальный проект». Ее ввели в прошлом году на экспериментальных площадках, где пилотно внедряются новые образовательные стандарты среднего общего образования.
- То есть потом этот предмет будет во всех школах? Что он собой представляет?
- Согласно новому стандарту среднего общего образования, каждый школьник в конце девятого и одиннадцатого классов будет защищать исследовательскую или проектную работу. И ученик вправе выбрать предметную область и преподавателя. Например, в прошлом году девятиклассник под моим руководством разрабатывал единую систему контроля температуры в школьных помещениях, которая позволила бы отслеживать отклонения ее значений от санитарно-гигиенических норм.
Практическая часть работы заключалась в разработке набора датчиков, информация с которых обрабатывается одним компьютером. Датчики устанавливаются в определенных точках: кабинетах, рекреациях и работают в единой сети. Мы собрали несколько пробных датчиков, просчитали - получился очень интересный комплекс, причем он значительно дешевле, чем готовые системы.
Суть проектной работы в том, что она объединяет несколько дисциплин. В нашем случае - физику, информатику, математику, биологию. И, что немаловажно, умение публично представлять свою разработку.
- Гимназии обычно ближе к гуманитарным дисциплинам. Вам часто доводится слышать от ученика: «Мне физика не понадобится»?
- Вы знаете, петербургское гимназическое образование всегда было нацелено на подготовку выпускников к поступлению необязательно на гуманитарные факультеты вузов. У нас в гимназии два языка (первый иностранный французский на углубленной основе, второй - английский базовый), история и литература. Но никоим образом не за счет уменьшения часов дисциплин технической и естественно-научной направленности. Дело в том, что в рамках физики можно очень успешно знакомить учащихся с методами научного познания - например с экспериментальным.
Да, соглашусь, каждый год в классе найдется ученик, который скажет: «Мне не нужна физика, я буду проявлять себя в другой сфере». Но, честно говоря, многие из тех, кто уверен, что «физика ему ни разу не пригодилась», просто не всегда отдают себе отчет, что многие практические навыки и умения мы приобрели, выполняя школьные лабораторные работы, самостоятельные эксперименты. Речь не о содержательной части, не о формулах, а об умении анализировать, оценивать, делать выводы, причем на разных предметах. В дальнейшем эти умения применяются нами и в повседневной жизни.
Предметы в школьной программе не просто так называются общеобразовательными - они одинаково ценны, только в их совокупности мы, наверное, получаем определенный уровень культуры.
- Дети пресыщены зрелищами: видеоигры и прочее. Неужели им интересны всякие гирьки, колбочки? И тем более задачи, которые категорически далеки от реальной жизни.
- Именно потому, что дети много времени проводят в виртуальном мире, им не хватает реального. А на уроках физики можно поработать с реальными объектами, приборами, создать свою модель.
Когда я пришел работать в школу, мне дали сразу всю параллель седьмых классов - семь седьмых! Параллель доросла до восьмого класса, и мы приступили к теме «Электричество». Нужно было собрать элементарную электрическую цепь: ничего особенного - батарейка, лампочка. Но это была такая радость для школьников! Начали фотографировать собранную цепь, друг другу пересылать...
Что касается «физических» задач - с ними сталкиваешься в жизни постоянно, просто не замечаешь их. Вот совсем недавно - 9-й класс, урок закончился, я всех отпускаю, и вдруг ученица с последней парты: «Владимир Александрович, а вам лично пригодилось знание по физике, если не считать того, что вы этот предмет преподаете?». И весь класс не расходится, ждет ответа.
Я рассказал, как физика мне пригодилась при выборе солнцезащитных очков. Хотел с поляризационными стеклами, но их легко спутать с простыми темными. Проверяем так: берем очки с гарантированно поляризационными фильтрами (скажем, свои, в которых вы уверены) и вторые, которые хотите проверить. Держите одни очки перед другими, направив на источник света, начинаете одни очки вращать по отношению к другим. Если оба стекла поляризационные, свет сквозь них будет то ярче, то почти исчезать.
Я, кстати, тогда в магазине и продавцам этот эффект объяснил - они не знали.
- Про конкурс: легко решились в нем участвовать? Это ведь лишние хлопоты.
- Да, согласен. В первом состязании мне предложили участвовать, когда я всего два месяца работал, причем еще учился в магистратуре. Помню, как вышел после последнего испытания и было чувство почему-то не облегчения, а, скорее, опустошения, будто все из себя выжал. Меня даже немножко испугало, что удовлетворения не чувствую. Анализировал: вот то пошло не так, вот это можно было лучше сделать.
Сейчас я могу сказать, что дают эти конкурсы. В первую очередь - возможность профессионального общения, причем с лучшими, наиболее подготовленными и мотивированными учителями. Второе - профессиональный рост. Это важнее победы.
- Какое самое трудное конкурсное испытание?
- Там три испытания: открытый урок, представление опыта и публичное выступление о какой-нибудь проблеме образования.
Одним из самых сложных этапов конкурса было проведение открытого урока: учеников видишь впервые, все может пойти не по плану. Я выбрал весьма интересную тему для открытого урока - кстати, то самое электрическое поле, опыты с электризацией. Они эффектные, но могут подвести в определенных условиях. Надо было учитывать такую вероятность, это было интересно.
А для подготовки самым сложным заданием стало выступление на тему проблем в образовании. Начинающему педагогу трудно их выявить да еще предложить варианты решения. Я на разных этапах конкурса поднимал разные темы, в том числе говорил об уроках астрономии. Они, как известно, вернулись в школы в прошлом году после 20-летнего перерыва.
- Вы ведь и сами успели отучиться в школе без этого предмета.
- Да. В педагогических вузах на факультетах физики базовые знания по астрономии давали всегда, но этого было недостаточно, чтобы преподавать предмет. Понадобились дополнительные программы, новый учебно-методический комплекс. Прежние учебники устарели: в них, например, Плутон - планета, а сейчас она отнесена к карликовым. Учителя должны были пройти переподготовку.
И с материально-технической базой по астрономии пока сложно: как внедрять экспериментальный метод, если основной инструмент астронома - телескоп, а во многих ли школах он есть?
У нас один есть. На ночное звездное небо в него не посмотришь - трудно организовывать такие ночные походы для детей. Но можно, например, заменить окуляр телескопа веб-камерой, немного модифицированной, чтобы изображение сразу проецировалось на матрицу, и получить довольно качественные изображения Луны на домашнем компьютере, дистанционно.
Не могу сказать, что этот предмет всех поголовно захватывает. Конечно, элементы астрономии есть в курсе географии, в курсе физики, но полноценно астрономия появляется только в 11-м классе, когда школьники уже настроены на поступление в вуз и особое внимание уделяют тем предметам, которые будут сдавать в формате ЕГЭ. На астрономию интереса может и не хватить.
Но вот сейчас тот самый школьник, который спроектировал систему контроля температуры, решил разработать подготовительный (или, как мы называем, пропедевтический) курс астрономии для учащихся 7 - 9-х классов. Чтобы те, кому она интересна, смогли с ней ознакомиться заранее.
- Кстати про ЕГЭ. Вы в одном интервью его сдержанно покритиковали. Причем испытав его на себе и как школьник, и как учитель.
- Я «сдержанно покритиковал» сам механизм его внедрения. Когда он был еще в стадии эксперимента, каждый год вводилось какое-то изменение. Но образование не может мгновенно реагировать на все новшества, которые и так привносятся в огромном количестве. Хорошо бы сначала увидеть результат от уже внедренных инноваций, чтобы понять, правильны ли они были, обсудить широким учительским сообществом, а потом уже принимать следующие изменения.
Сейчас экзамен «стабилизировался», но, например, в сообществе учителей физики в этом году активно обсуждался вопрос по астрономии. Задание предполагало, что школьник должен помнить наизусть определенную диаграмму, хотя это и сложно, и нецелесообразно. Надеюсь, что в следующем году подобного не будет.
- Как в вашей жизни появилась физика? И как вы пошли в учителя физики?
- Я благодарен своим родителям: они покупали мне наборы «Юный физик», «Юный техник». Тогда и ознакомился с физикой как наукой экспериментальной. И потому, наверное, сейчас на уроках отвожу особую роль опытам: так и интереснее, и эффективнее осваивать законы.
Что касается учительства - я до конца третьего курса был уверен, что работать буду не в школе! А на четвертом все изменилось. На последнем курсе активно работаешь над выпускными квалификационными работами, моя была посвящена больной теме —совершенствованию школьного физического эксперимента. Мы с научным руководителем Борисом Алексеевичем Комаровым задумались над совершенствованием экспериментального сопровождения раздела «Звуковые колебания». Тема очень важная — где мы только звуковые колебания ни ощущаем, а опытов мало. И мы создали установку, причем универсальную, с ее помощью можно «иллюстрировать» почти весь раздел.
Представляли эту разработку на конференциях, я - на студенческих форумах. И я понял, насколько это важно. Наверное, тогда и решил, что хочу себя попробовать в образовании. На этом мое сотрудничество с научным руководителем не закончилось - он весьма серьезно помогал мне на каждом этапе конкурса «Педагогический дебют». Без его поддержки я бы не смог достичь столь высокого результата. И в настоящее время в своей профессиональной деятельности мы активно сотрудничаем - я обучаюсь у него в аспирантуре в РГПУ им А. И. Герцена.
- Вы классный? В смысле руководитель...
- Нет. И, честно говоря, пока сложно было бы найти на это время: и разъездов немало, и аспирантура, и новые профессиональные конкурсы.
- На хобби время остается?
- Пока да. Путешествовать нравится - был на Кавказе, на Урале. Вот, недавно на Ямале по работе. Что еще... Рыбалку люблю. Да, знаю, в соцсетях есть какое-то старое мое фото с зимней рыбалки, но предпочитаю летнюю. Плавать нравится - стараюсь находить время для бассейна. Музыка? Ну только на уровне «поиграть на гитаре, но чтобы никто не слышал».
- Вы ощущаете, что у учительской профессии «имидж улучшается»?
- Я вижу, что молодежь идет в образование. Молодые учителя в школе уже не редкость, а мужчинам в сфере образования особенно рады. Посмотрите на профессиональные конкурсы: может, прекрасной части педагогического сообщества будет немного обидно, но среди победителей-то большинство - мужчины.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (6539) от 04.10.2019.
Комментарии