Плавать по морю необходимо
ФОТО предоставлено пресс-службой академии
Гость редакции — директор Морской технической академии имени адмирала Д. Н. Сенявина Виктор Никитин
Наш сегодняшний собеседник — личность многогранная. Профессиональный моряк, капитан дальнего плавания. Доктор экономических наук, автор многих монографий и научных статей. Менеджер «образовательного профиля», едва ли не с нуля создавший одно из лучших морских учебных заведений России. Неутомимый популяризатор морской профессии. Наконец — один из родоначальников школьных морских классов, коих, в том числе благодаря его стараниям и энергии, в Северной столице сейчас десятки. Чтобы все это обсудить, не хватит и суток. Приходится ограничиваться — говорить только о самом главном.
— Согласитесь, Виктор Анатольевич, прежде чем начинать разговор о морском образовании, наверное, нужно уточнить: а какова сегодня потребность России в морских кадрах? И каких специалистов больше всего не хватает?
— Потребность огромная. К сожалению, мы пережили тяжелые годы, когда наш флот, как, собственно, и вся экономика, пребывал в упадке. Сейчас отрасль на подъеме. Активизируются перевозки сжиженного природного газа, сильно возрастает значение Северного морского пути. Строятся новые судостроительные предприятия, закладываются современные крупнотоннажные суда, в том числе ледоколы и автоматизированные базы рыболовецкого флота.
Таким образом, морские кадры остро необходимы. Причем всех уровней — от матроса до капитана.
— Какого профиля морских специалистов готовит ваша академия?
— Наше учебное заведение универсальное. Мы готовим кадры и для морского, и для речного флота, и для рыболовецких судов, и для судов типа «река — море». В общей сложности 25 профессий. Среди них — матросы, мотористы, судовые повара, судовые электрики. Готовим и специалистов комсостава: штурманы, вахтенные помощники, механики, электромеханики. Есть даже отделение техносферной безопасности — специалисты для МЧС, спасатели на акватории.
— Можно ли при таком широком охвате обеспечить современный уровень учебной базы для каждой из профессий?
— Да, это непросто. Но нам, могу заявить с полной ответственностью, это удается. Справедливости ради надо сказать, что развиваться мы начали не с нуля. Изначально это было фабрично-заводское училище, созданное в 1957 году в структуре Северо-Западного речного пароходства. Ведомство готовило кадры для себя и, естественно, обеспечило учебный процесс всем необходимым. В дальнейшем, по мере развития отрасли, учебная база совершенствовалась, государство на это денег не жалело.
Выпускники училища работали на всех флотах, ходили за границу и должны были соответствовать всем мировым стандартам. Кроме того, в городе было еще несколько училищ аналогичного профиля, которые в конечном итоге слились в одно.
Сегодня наша академия — крупнейшее и одно из наиболее уважаемых учебных заведений России по подготовке морских кадров среднего звена. Это многофункциональный учебно-производственный комплекс, который обладает мощной материальной и тренажерной базой.
— Как этого удалось добиться?
— Это результат работы огромного коллектива и многих ведомств в течение нескольких десятилетий. Я пришел на должность замдиректора училища в конце 1980‑х, а в 1999‑м стал директором. На тот момент картина была печальная: обшарпанные стены, до предела изношенная материальная база. За спиной у меня, однако, был немалый морской стаж.
В 1980‑м окончил Макаровку, после распределения отработал на Дальнем Востоке, потом перевелся в «Ленрыбпром».
В перерывах между рейсами читал лекции в этом училище. На основной работе дослужился до капитана. Таким образом, имел опыт как руководящей, так и педагогической деятельности.
— Зарплата в море и на берегу, в училище, — это, как говорится, две большие разницы. Не пожалели о сделанном выборе?
— Нет — ни тогда, ни сейчас. Я шел на педагогическую работу сознательно, потому что к тому времени уже хорошо понимал, как и к чему нужно готовить будущих моряков. На практике видел, какие кадры приходят на флот и чего им не хватает.
— Итак, конец 1990‑х, «полуживое» учебное заведение. Вам, как сказали бы сейчас, доверили роль антикризисного менеджера…
— Во-первых, я собрал свою команду — надежных людей, опытных профессионалов, готовых, как и я, работать не за деньги, а за идею. Во-вторых, нашел источники внебюджетного финансирования. На флоте, в соответствии с международной конвенцией, каждые пять лет происходит переподготовка кадров. Потихоньку мы стали создавать у себя необходимую для этого базу. Использовали все возможные средства: включали знакомства и связи, искали спонсоров, убеждали Министерство транспорта. В конце концов появился мощный учебно-тренажерный центр. Рядом с учебным корпусом на проспекте Народного Ополчения оборудовали специальный полигон, где отрабатываются действия в случае экстремальных ситуаций на судне. В ближайшем будущем там планируем построить тренировочный бассейн для подготовки водолазов. Откроем и новую специальность — подводные сварщики.
— Город как‑то помогал вам?
— Вообще‑то мы — одно из нескольких десятков городских профессиональных учебных заведений. В начале 2000‑х все они выживали как могли. Многие из них были перепрофилированы под «модные» профессии: юристы, экономисты, менеджеры и т. д. Но я был категорически против этого — хотел сохранить все лучшее, что досталось от советского времени, обогатив его тем, что диктует жизнь. И мы свой профиль сохранили, хотя жили трудно. В конце концов, необходимость профессионального образования на уровне города была осознана. Первый качественный скачок произошел во времена губернаторства Валентины Ивановны Матвиенко. В нашу систему тогда было вложено 5 миллиардов рублей. По тем временам — огромные деньги! В дальнейшем взаимодействие с городом не прекращалось — мы получали поддержку как на уровне всей системы, так и «точечно». Сегодня могу уверенно говорить о полном взаимопонимании.
— Как вы чувствуете, вырос ли за эти годы интерес ребят к морской профессии?
— Пожалуй, не ошибусь, если скажу: процентов восемьдесят ребят выбирают морскую профессию сознательно, отдавая себе отчет как во всех ее прелестях, так и трудностях. У нас все эти годы конкурс стабильный — от полутора до трех человек на место. Из них на специальности плавсостава — примерно половина. Каждый год мы набираем около тысячи человек, тенденция идет к увеличению. Год назад к нам присоединили судостроительный лицей, и сейчас мы осваиваем новые профессии. Готовимся к внедрению современной формы обучения — «профессионалитет». Это, по сути, учебно-производственный комплекс, когда «парта рядом со станком». Встречаемся с руководителями судостроительных предприятий, выясняем потребности в кадрах, ищем возможности взаимодействия. Разумеется, в теме мы не новички — устройство судна знаем «от киля до клотика», неоднократно бывали и на приемках новых судов…
— Говоря о морской кадровой политике, нельзя не вспомнить о ранней профориентации. Некоторое время назад гостем нашей газеты была ответственный секретарь Морского совета Санкт-Петербурга Татьяна Чекалова. Она с огромным уважением вспомнила о вас в связи с развитием системы школьных морских классов…
— Я тоже являюсь членом Морского совета, возглавляю там постоянную комиссию по морскому образованию. Вместе с Татьяной Ивановной мы школьную тему начали разрабатывать еще в 2010 году. Разумеется, довести идею до реального воплощения было непросто. Работать начали с главами районов, их заместителями и начальниками отделов районных администраций. Как и следовало ожидать, понимание встретили далеко не везде. Приходилось доказывать, убеждать: «Мы живем в морской столице России, это колыбель российского флота! Наши корабли из Кронштадта уходили открывать Антарктиду, совершать кругосветные плавания, осваивать Дальний Восток. На этих традициях надо воспитывать молодое поколение!». По сути дела, морская тематика включает в себя все: географию, историю страны, развитие разнообразных технологий. Наконец, это мощнейшая патриотическая составляющая, столь актуальная сегодня.
Еще в начале нашей работы мы с группой единомышленников разработали огромную программу «Наследие Петра Великого», связанную с историей российского флота. В течение всех этих лет она совершенствуется, наполняется новыми смыслами и пользуется большой популярностью среди школьников. Одно из ее мероприятий — ежегодный морской слет. Это четырехдневный спортивный праздник. За право принять в нем участие борются все морские классы города. В финале оказываются 30 команд. Обычно все проходило на базе лагеря «Зеркальный». Мы туда вывозили все необходимое оборудование, включая шлюпки. Ребята там жили, соревновались, общались. К сожалению, в этом году с «Зеркальным» не получилось, и слет проводили в городе.
Есть у нас и замечательный конкурс профессионального мастерства «Морской район морской столицы», который длится в течение всего года, и историко-патриотический конкурс «Морской венок славы — моряки на службе Отечества», в котором участвуют до тысячи человек. Ребята проводят настоящие научные исследования, иногда поражающие своей неожиданностью и новизной.
— Похоже, сегодня агитировать кого‑то «за морскую жизнь» уже не приходится…
— А иначе и быть не могло!
Сегодня наша академия является региональным ресурсным центром по работе с морскими классами и клубами юных моряков. Когда мы начинали, в городе было четыре таких клуба и один класс. Сегодня клубов 10, а классов — 80.
Разумеется, мы не ставим задачу сделать всех этих школьников моряками. Мы хотим привить им навыки работы в коллективе, которым является морской экипаж. А также — воспитать в них уважение к истории своей страны, сделать сознательными гражданами, патриотами. И директора школ признают: как только создается такой класс, сразу повышается дисциплина, успеваемость. Мы видим реальный результат нашей работы! И ребята в эти классы просто рвутся. Они ходят в морской форме, вяжут морские узлы, изучают устройство корабля, гребут на шлюпках. У них интересная, до предела насыщенная жизнь!
А в Московском районе есть целая морская школа. Она работает великолепно, пользуется огромной популярностью. В значительной степени это заслуга главы районной администрации Владимира Николаевича Ушакова. В Приморском районе создан Морской лицей, так туда просто не попасть. Руководит им удивительный человек — капитан 1-го ранга, доктор исторических наук Анатолий Александрович Раздолгин. Активно поддерживает это учебное заведение глава районной администрации Алексей Владимирович Никоноров. Он, между прочим, тоже бывший моряк — когда‑то окончил наше училище, потом Макаровку. Кстати, те, кто прошел морскую школу, как правило, становятся хорошими управленцами. Они дисциплинированны, надежны, не боятся трудностей, готовы брать на себя ответственность. У меня в команде много бывших моряков, в том числе и моих бывших однокашников, и военных — это люди, на которых я всегда могу положиться.
— Но у вас ведь есть и действующие моряки — те, которые работают на учебном судне «Юный балтиец»!
— У этого судна сложная судьба. Когда‑то, еще в советские годы, оно было построено специально для плавательной практики юных моряков и принадлежало Дворцу пионеров им. Жданова. Потом, в постсоветские времена, его переименовали во Дворец творчества юных. Он по‑прежнему числился собственником судна, но содержать его становилось все труднее. В конце концов оно встало на прикол и фактически было обречено на гибель. Я еще в 2003 году предложил передать «Юный балтиец» нам. Мне вежливо отказали, просто попросив помочь с его ремонтом. Мы помогли, но к эксплуатации судна никто так и не приступил.
В 2013‑м я снова попытал счастья. К тому времени судно держалось на воде только благодаря неубиваемому 12‑миллиметровому стальному корпусу. Вся «начинка» просто сгнила. И на этот раз здравый смысл возобладал — «Юный балтиец» нам передали. Его капитальный ремонт занял три года! Пришлось поменять абсолютно все: двигатели, навигационную систему, паруса, внутренние интерьеры. В 2016‑м судно прошло ходовые испытания, выполнило все требования Морского регистра, получив соответствующую лицензию.
На судне — штатный экипаж в количестве 15 человек. Это не просто профессиональные моряки, но в значительной степени еще и педагоги. С апреля по сентябрь наши курсанты проходят плавательную практику, испытывают себя морем. Ходим в Калининград, Выборг, на острова Финского залива.
— Можно ли что‑то сказать о вашей докторской диссертации? Как удалось совместить напряженную организационно-педагогическую работу с научной?
— Совмещение произошло само собой — одно вытекало из другого. До этого у меня была еще кандидатская, связанная непосредственно с морской спецификой. А темой докторской стала диверсификация и интеграция образовательных комплексов, создание учебного заведения нового типа. При этом я анализировал роль и значение человеческого капитала — это понятие в советской экономической науке практически не использовалось. Сейчас, в эпоху рыночной экономики, оно приобрело вполне конкретный практический смысл. В основе моих выводов был опыт работы нашего учебного заведения — тогда еще колледжа. Защищался в Финансово-экономическом университете, все прошло успешно. На эту тему у меня есть несколько серьезных научных работ. Потом вышло и много других книг, но уже непосредственно по морской тематике: погрузка-выгрузка, Северный морской путь и прочее. Но с моим непосредственным участием вышли и красочные книги для юных моряков — о морской профессии, истории российского флота и об адмирале Д. Н. Сенявине, именем которого названа наша академия.
Комментарии