Дать прививку настоящего искусства
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Гость редакции — директор Театра марионеток имени Е. С. Деммени Наталия ЛУНЕВА
Сейчас это Театр Деммени. Именно под таким названием его знают в Петербурге, в стране, за рубежом. Даже куклы, марионетки, в имени театра отошли на второй план. Но на сцене они, конечно, главные: играют, раскланиваются, принимают аплодисменты. Их любят, как любят театр, который в самом раннем возрасте делает ребенку прививку восприятия настоящего искусства. О том, как не слишком заметный ленинградский кукольный театр стал одним из самых известных в городе, рассказывает сегодняшний гость редакции.
— Наталия Петровна, у вашего театра удивительная история, ему более века, но начать беседу хочется с дня сегодняшнего. Как вы оцениваете состояние театра? Что день грядущий зрителям готовит?
— Театр на подъеме, и это не фигура речи. В принципе у нас все хорошо: творческий коллектив, интересный, обширный репертуар, зрители, которые нас любят. Но всегда хочется идти вперед, подняться на новую ступеньку. И потому будущий 2023‑й в театре объявлен Годом молодых и для молодых. Приглашаем пока малоизвестных, но уже как‑то проявивших себя молодых режиссеров, художников. Создадим все условия, чтобы они могли свободно творить. У нас в труппе много молодежи, и пусть они вместе поработают в нашем сценическом пространстве, поговорят на своем языке.
— Это не какая‑то революционная перестройка?
— Ни в коем случае. У нас прекрасные традиции, проверенные временем. Молодые режиссеры, которых приглашаем, с ними знакомы, мы о многом переговорили. Но вмешиваться в их работу не будем. Для режиссера, а для молодого особенно, самое неприятное, когда ему не доверяют. Конечно, это эксперимент, но любому театру эксперименты необходимы, чтобы он продолжал развиваться.
— Притом что репертуар у вас и так постоянно обновляется. А Дню города посвятили еще и специальную акцию под названием «Потешная ассамблея».
— Посвятили не только Дню города, но и дню рождения Петра Великого, который отмечают 9 июня. Ну а в этом году празднуется 350‑летие основателя Петербурга. Наш театр не мог остаться в стороне от такой большой даты и оставить наших зрителей не приобщенными к столь важному событию. Мы всегда включаемся в городские, российские и международные проекты, нам это интересно. Год назад на совещании руководителей театров Петербурга Алла Юрьевна Манилова, статс-секретарь — заместитель министра культуры РФ, рассказала о программе празднования 350‑летия Петра I.
И родилась идея — поставить спектакль, посвященный Петру. Но не взрослому, не императору всероссийскому, а мальчику Петруше. Название — «Маленький Великий Петр». Это сказка-фантазия, но строго на историческом материале. Ставить спектакль будет наш режиссер Алексей Уставщиков, художник — Борис Аксенов.
Премьера назначена на 16 сентября. Но День города и день рождения Петра мы пропустить не могли и подготовили по мотивам будущего спектакля «Потешную ассамблею»: с одной стороны, театрализованный праздник, с другой — анонс премьеры, ключ к будущему спектаклю. Акция начиналась на улице — у наших замечательных витрин, тоже обновленных. Затем продолжилась в фойе театра, которое было оформлено флагами российского морского флота, гравюрами петровского времени, атрибутикой морских сражений и путешествий. Самый яркий эпизод праздника — мастер-класс для детей по сбору модели петровского ботика. Наши художники, актеры подготовили модули, и ребята собирали из них кораблики. Причем каждый ребенок мог придумать и прикрепить на корму название собранной им модели.
Самое важное, что творчество детей не будет забыто. Собранные ими модели режиссер использует при постановке. Таким образом, сами ребята в какой‑то степени отправляют будущий спектакль в большое плавание. И когда они придут на премьеру, то увидят свои кораблики в финальной сцене спектакля.
Репертуар действительно обновляется постоянно. Каждый год мы играем две-три премьеры, а в 2021‑м, в пандемию, сделали даже четыре спектакля. Было больше времени, на какой‑то период, как вы помните, театры даже закрывали. А не работать мы не можем. В первую же паузу создали замечательный ролик, запущенный в Интернет на нашем сайте, он был признан одним из самых креативных на тему театра и пандемии.
— Но к своим историческим постановкам вы тоже возвращаетесь. В афише театра вновь спектакль «Гулливер в стране лилипутов».
— У нас имеется несколько исторических названий, к которым мы возвращаемся. И для этого есть причины, творческие в первую очередь. «Гулливер» для нашего театра такая же знаковая, афишная постановка, как, скажем, «Чайка» для МХАТа. Со времени его первоначальной постановки спектакль прошел на нашей сцене порядка четырех тысяч раз, из них уже около пятисот — после его воссоздания. И остается очень популярным, когда он выпадает из афиши, зрители звонят, спрашивают.
Какой‑то особой загадки в этом нет. При создании спектакля в 1928 году Деммени удалось воплотить все, что, наверное, должно быть в кукольном театре: драматургический материал, способ постановки, художественное оформление. Все это в совокупности и определило результат: спектакль идет десятилетиями и остается всегда современным.
Когда в 2001 году мы воссоздавали «Гулливера», то старались ничего не нарушить. Все делали очень бережно, текст не переписывали, использовали ту же музыку. Это не новый спектакль, он воссоздан по чертежам уникальной, когда‑то разработанной в нашем театре для этого спектакля «тропы» — так называется станок, на котором работают артисты, управляющие марионетками. Режиссер воссозданной постановки — Николай Боровков, художник — Андрей Севбо.
— Какие еще у вас в афише спектакли с большой историей?
— Я бы выделила три. О «Гулливере в стране лилипутов» мы поговорили. Второй — «Цирковое представление», в разные годы были другие названия: «Цирк», «Наш цирк». Сегодняшнее название — «Куклы и клоуны», его современная версия появилась несколько лет назад. Более того, есть и спектакль, и концертный вариант, он требуется на гастролях, на фестивальных выступлениях. Для этого спектакля тоже используется его начальная классическая тропа 1920‑х годов. Это классическая марионеточная постановка. На сцене разворачивается настоящее цирковое представление со всеми его атрибутами, действующими лицами и сюжетными ходами, которые присущи цирку. Среди персонажей — клоуны, акробаты, наездники, дрессировщики, львы.
И любой актер, приходящий в наш театр, должен пройти школу этого циркового представления. При этом он не только осваивает вождение марионеток, но и вообще постигает, что такое кукла-марионетка. А ведь это сложнейшая кукла, я даже называю ее аристократической, не все ее могут освоить.
— В школьные годы я тоже играл в кукольном театре, но мы двигали куклы пальцами.
— Это перчаточная кукла, на самом деле есть много систем вождения кукол. Марионеточная самая сложная. И если режиссер и актеры полностью ее осваивают, то рождается потрясающее действие. Такому коллективу подвластна любая драматургия.
Третий спектакль с большой историей — «Юный Фриц». Он тоже родился не случайно. Это политический памфлет, написанный Самуилом Маршаком по просьбе Деммени в первый год Великой Отечественной войны специально для показа на фронте. Актеры ушли с ним на передовую. Выступали в частях Ленинградского, Центрального, Белорусского фронтов. Сыграли «Юного Фрица» более 650 раз.
В театр ни спектакль, ни большинство актеров не возвратились, погибли. Но уже через несколько лет после войны сюда вернулись куклы, хотя и в неполном составе. Какой‑то человек (к сожалению, его имя не сохранилось в истории театра) их сберег и затем вернул в театр. Это драматическая, почти трагическая, но и величественная история.
Мы воссоздали спектакль к 65‑летию со дня Великой Победы. Это святой праздник для театра, который работал в годы войны. Большую роль в воссоздании «Юного Фрица» сыграл заслуженный артист РФ Никита Владимирович Охочинский, ученик и соратник Евгения Сергеевича Деммени. И это еще одна уникальная история. Ветеран войны с богатым военным прошлым пришел устраиваться в наш театр 9 мая 1945 года. Работал при Деммени, слышал его рассказы, видел рисунки, описания спектакля, сохранил какие‑то фотографии.
Воссоздание этого спектакля не просто память о войне и погибших актерах. Постановка продолжает выполнять свою задачу. На фронтах надо было поднять настроение, дух солдат, дать им позитивный заряд. Сегодня это урок истории о великом народном подвиге. Мы показываем спектакль старшеклассникам и видим, как наступает тишина в зале, как у наших современных подростков появляются на глазах слезы. Воссозданный спектакль отмечен премией правительства Российской Федерации в области культуры.
— У театра такая история, что он просто был обязан стать первооткрывателем во многих ключевых моментах искусства марионеток. Что бы вы выделили в рубрике «впервые»?
— Начнем с того, что это первый профессиональный театр, созданный в Советской России. Дата, когда он был учрежден, — 1 декабря 1918 года. Считаю это гениальным решением — в такое сложное время в голодном Петрограде открыть Театр марионеток. До театров ли? Предложение исходило от группы известных художников, воспитанных в духе Серебряного века. То, что они это придумали, нормально, это же творческие люди. Но то, что Наркомат просвещения, Анатолий Луначарский согласились с ними, учредили в столь тяжелое время театр, — это высокий поступок!
И, конечно, как первый театр, он стал первооткрывателем во всем. Впервые открылись курсы для актеров, режиссеров, художников. Впервые в кукольном театре ставилась русская и зарубежная классическая литература: Гоголь, Пушкин, Метерлинк, Мольер, Шекспир, Чехов… Смысл любого театра, и театра кукол в том числе, — знакомить зрителя с мировой драматургией, и он с этим справлялся.
Впервые здесь, в нашем театре, создан кукольный фильм «Макс и Мориц». С развитием телевидения первый телефильм с куклами тоже снят здесь, на этой сцене, — «Школяр в раю». Наконец, почетные звания заслуженных артистов режиссерам и актерам, занимающимся куклами, впервые стали присваивать деятелям нашего театра. Сначала Евгению Сергеевичу Деммени, а потом и другим.
Пути развития кукольного театра как такового в целом заложены здесь. Даже появление живого человека на сцене среди кукол впервые произошло у нас в театре. Чтобы передать масштаб — Гулливера и лилипутов. И то, что вслед за ленинградской в стране стали появляться другие кукольные труппы, тоже заслуга этого театра. Мы знаем минимум 12 театров, которые открыты при непосредственном сотрудничестве с нашим коллективом. Актеры и режиссеры учились здесь — у Деммени, потом уезжали к себе на родину, в другие города, и способствовали открытию там театров.
Кстати, горжусь, что последний из тех 12 театров, появившихся в других городах и республиках Советского Союза, открыт уже при сотрудничестве с нашей труппой, в 1981 году. Это Тбилисский театр марионеток. Началось с того, что Резо Габриадзе — сценаристу таких фильмов, как «Не горюй!», «Мимино», — при съемках картины «Сказки Коджорского леса» для «Грузия-телефильма» понадобились актеры-марионеточники. Габриадзе обратился к нам. Было невозможно, чтобы актеры летали на съемки в Тбилиси, и я предложила снять фильм у нас в театре.
Это было непросто, но все получилось: днем театр давал спектакль, а вечером превращался в съемочную площадку. В период съемок мы все сдружились, а Резо Габриадзе так проникся темой театра кукол, что решил создать театр марионеток в Тбилиси. Это было непросто, но Габриадзе удалось. В Тбилиси был создан авторский театр: Габриадзе писал сценарии для постановок, набирал режиссеров и актеров, сам был художником, ставил спектакли. Это было его детище. Первые гастроли Тбилисского театра марионеток проходили в Ленинграде на нашей сцене. Резо Габриадзе сейчас уже нет на земле, а театр живет.
— Известно, что длительное время в советские годы ваш коллектив назывался просто кукольным театром. В какой момент и почему вы решили вернуть ему историческое название — Театр марионеток? Насколько это было сложно?
— Когда я получила назначение директором в этот театр в 1977 году, меня многое здесь не устраивало. И название тоже: Кукольный театр — вид театрального искусства, а не название театра. А ведь создавался он с названием Петроградский театр марионеток. Решила вернуть слово «марионетка» в имя театра. Но было непросто. По политическим мотивам. Тогда в СМИ еще фигурировало словосочетание из 1920‑х годов: «марионеточный режим Чан Кайши», с негативным, конечно, звучанием.
Когда я пошла по кабинетам с предложением вернуть театру историческое название, чиновники энтузиазма не испытывали. Я даже носила куклу с собой, чтобы показать, вот она, марионетка, и это совсем не Чан Кайши. Но мне сказали: придумайте что‑нибудь, смягчите. Придумала: Театр кукол-марионеток. Хотя понимала, что получилось масло масляное, «марионетка» и «кукла» слова-синонимы. Но такое название утвердили.
Прошло несколько лет, руководство в кабинетах сменилось, я пошла по второму кругу. Теперь уже объясняла, что вот получилось неграмотное название. В некоторых странах слова «кукла» нет, только «марионетка». Предложила: давайте уберем эту безграмотность. Согласились. Так мы вернулись к историческому названию — Театр марионеток.
— Однако сейчас вы известны как Театр марионеток имени Е. С. Деммени. Почему для вас было важно узаконить имя основоположника театра?
— Когда стала директором, то, конечно, погрузилась в историю коллектива, много читала, изучала. Евгений Сергеевич был чрезвычайно талантливый человек, причем во всем: как режиссер, драматург, он был потрясающим актером и прекрасным организатором. И я понимала, что поднимать театр, выстраивать его надо на хорошем фундаменте. В конце 1970‑х о Деммени уже мало вспоминали, по разным причинам. Но я поставила для себя задачу подчеркнуть преемственность в развитии театра, чтобы не забывали про те славные годы, когда он блистал под управлением Евгения Сергеевича. Когда построен фундамент, есть от чего отталкиваться.
С директорами других театров мы, безусловно, общались, и вот пришло время, когда такая же идея — ввести в название коллективов имя их основоположников, заслуженных режиссеров — созрела у руководства Театра Комедии, чтобы он стал имени Николая Павловича Акимова, ТЮЗ хотел ввести в название имя Александра Александровича Брянцева, а мы — Евгения Сергеевича Деммени. Одновременно подали руководству города ходатайства и получилось: с 1982 года мы — Театр марионеток имени Е. С. Деммени.
— У вашего театра есть еще отдельная уникальная история — про собрание кукол, которое живет своей жизнью.
— Наших марионеток, тех, что отработали уже свой срок на сцене, сохраняли несколько поколений. Это счастье, что актерам пришла мысль не расставаться с куклами из спектаклей, уже исключенных из репертуара. Когда я пришла в театр, никакой жизни у этих старых кукол не было. Но мы стали часто выезжать на гастроли, в том числе представлять наш коллектив за границей — это была еще одна принципиальная задача, которую я ставила. Кроме того, что в поездках на фестивали, на гастроли мы привозили спектакли, дополнительно стали представлять экспозицию наших кукол. Так их жизнь в театре продолжилась.
— 9 июня исполнилось 45 лет вашего руководства Театром марионеток имени Е. С. Деммени. Не полвека, но уже близко — тоже юбилей. С чем редакция «Санкт-Петербургских ведомостей» вас искренне поздравляет! Также поздравляем с высокой государственной наградой, недавно врученной вам, — орденом «За заслуги в культуре и искусстве». С каким чувством вы приходите в театр сейчас и с какими мыслями первый раз открыли эту дверь 45 лет назад?
— Всегда радуюсь, когда захожу в театр. Сделать удалось немало — то, о чем мы уже упоминали, и многое другое. Главное — вернули статус уважаемого в городе и стране театра. Если же вспомнить о первых днях, то чувства были сложные. У меня все складывалось вполне успешно. 1975 год провела на стажировке в БДТ, и по ее окончании Георгий Александрович Товстоногов предложил мне должность завтруппой. В ожидании этого назначения работала помощником директора Театра имени Ленсовета. И это тоже блистательный театр, главным режиссером был тогда знаменитый Игорь Петрович Владимиров, директором — замечательный Владимир Иванович Венгеров, я у него многому научилась.
— Итак, вы ждете назначения в БДТ к Товстоногову, и вдруг — куклы.
— Все было именно так, как вы сказали. Там храм, во главе — Бог. Я уже прошла в БДТ стажировку и могу получить приглашение на работу. И вдруг руководитель кафедры истории и теории советского искусства на театроведческом факультете Института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) Анатолий Зиновьевич Юфит позвонил и сообщил, что по его рекомендации меня назначают директором Кукольного театра.
Кстати, еще одно «впервые» тех времен. Гениальный Анатолий Зиновьевич, человек для своего времени передовой, человек будущего, впервые в Советском Союзе придумал, что руководителей театра надо готовить, обучать по специальной программе, и открыл отделение экономики и организации театрального дела. Теперь практически все директора петербургских театров — выпускники этой кафедры. А тогда я была одной из первых выпускниц, при этом стала первым, самым молодым директором театра в Ленинграде в те времена.
— А почему вы учились по специальности «Экономика и организация театрального дела»? Девочки же обычно мечтают стать актрисами. Признайтесь, наверное, не прошли по конкурсу на актерский факультет?
— Это не так. Да, в десять лет я мечтала стать балериной. С родителями часто ходила в Кировский театр, а вовсе не в кукольный. Но так сложилось, что балериной я не стала. Тогда жизнь для меня как будто закончилась. И это ощущение осталось на долгие годы: если не балет, то тогда уже все равно куда. Но судьба все время связывала меня с разными театрами. Поработала актрисой и администратором в Петрозаводском театре, руководителем киносъемочной группы на магаданском телевидении. А когда в ЛГИТМиКе организовали такое отделение, решила поучиться. И абсолютно об этом не жалею, учеба была очень интересной, тем более под руководством Анатолия Зиновьевича Юфита.
— Театр марионеток имени Е. С. Деммени стал одной из витрин города, там более что располагается он в самом центре Петербурга — угол Садовой и Невского. Кстати, о витринах: когда шел к вам, их переоформляли.
— Механические витрины «Белый сон марионеток» и «Кукольный блюз» — это еще одна наша гордость. Когда я в первый раз пришла в театр, то увидела обшарпанную дверь и афишку чуть ли не на папиросной бумаге. А в самом этом углу были грязь и слякоть, даже освещения не было. Все это мы с годами исправили. Нашим витринам — четверть века. Сначала родилась идея создать привлекательную театральную среду у входа в театр, эстетически полноценную, формирующую добрую эмоцию. Создание механических композиций в витринах, сходных по эстетике, например, с эрмитажными часами «Павлин», я предложила художнику Театра имени Ленсовета Борису Коротееву, очень талантливому человеку. Мы вместе обсуждали эскизы, добивались, чтобы было не только красиво, но и стилистически верно, обязательно присутствовали символы Петербурга, стихия воды, поэтическая фантасмагория. В композиции каждая деталь играет свою роль — как в спектакле.
Регулярно витрины обновляются. А то, что вы видели, было подготовкой к нашему празднику «Потешная ассамблея». Так уж совпало, что мой приход в театр выпал на день рождения Петра Первого — 9 июня.
У театра много творческих достижений. Я сказала, что 2023‑й объявлен у нас Годом молодых. Но нам и раньше было свойственно приглашать молодых режиссеров, художников. С этим связано много хорошего. Яркий пример: молодой тогда Борис Константинов (сейчас это уже главный режиссер Центрального театра кукол имени С. В. Образцова) поставил в начале 2000‑х спектакль-притчу «Волшебное перышко» по японской сказке «Журавлиные перья». На первый показ мы пригласили сотрудников японского консульства, чтобы они сделали свои замечания. Никаких поправок от них не поступило, мы сумели быть точными в показе японской культуры. За эту постановку мы получили несколько наград главного театрального конкурса страны «Золотая маска».
Те спектакли, о которых мы говорили: «Гулливер в стране лилипутов» и «Юный Фриц», стали лауреатами многих театральных наград. Не раз мы получали премии правительства Санкт-Петербурга. Руководство города к нам всегда хорошо относилось. Когда губернатором была Валентина Ивановна Матвиенко, театру выделили средства на реконструкцию фойе, теперь оно максимально комфортно для зрителей. Внимателен к нам и Александр Дмитриевич Беглов. Он всегда принимает участие в важнейших событиях театра.
Конечно, главное, что у театра есть свой зритель, любовь к театру передается из поколения в поколение. За эти 45 лет некоторые наши, когда‑то юные, зрители стали бабушками и дедушками. Они приводят своих внуков на спектакли, я наблюдаю за ними и вижу — им и самим интересно. И это приятно. У Театра марионеток есть своя миссия — дать детям прививку к восприятию настоящего искусства. Ведь многие из них приходят первый раз именно в театр кукол. И важно, чтобы они полюбили его как театр и пронесли любовь к театральному искусству через всю жизнь.
Комментарии