Экзамен как повод сделать себя лучше
ФОТО предоставлено НАРК
Гость редакции — генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Артем ШАДРИН
Система независимой оценки квалификации работает в нашей стране уже несколько лет, однако до сих пор некоторые люди искренне не понимают, зачем имеющим диплом выпускникам учебных заведений и действующим специалистам с опытом надо подтверждать свою профессиональную компетентность.
Об этом и ряде других нюансов процесса перестройки системы подготовки кадров в России мы и беседуем с главой НАРК.
— Артем Евгеньевич, давайте начнем издалека. Объясните, пожалуйста, на чем основывается и из чего состоит сейчас система независимой оценки квалификации?
— Стоит начать с того, что в России существует система профессиональных стандартов (сейчас их уже более полутора тысяч), в которой сформулированы основные требования к знаниям и умениям специалистов — она уже охватывает все ведущие отрасли экономики. Есть у нас и федеральный закон о независимой оценке квалификации, который определяет порядок проведения экзаменов, на которых и проверяется качество полученных знаний и умений рабочих, инженеров, управленцев и т. д. на соответствие требованиям тех самых профессиональных стандартов.
Сейчас в России действуют 42 совета по профессиональным квалификациям (СПК, в них входят представители работодателей, профессионального сообщества, отраслевых профсоюзов и учебных заведений), они в свою очередь обеспечивают разработку, экспертизу и согласование стандартов и оценочных средств, которые используют при проведении теоретической и практической частей экзаменов. А чтобы система успешно работала на местах и была общедоступна, в регионах страны созданы и центры оценки квалификаций. Они рассматривают профессиональные качества специалистов и соискателей работы в рамках независимой оценки квалификации под контролем СПК.
— Каким образом достигается независимость оценки?
— В качестве центра оценки квалификаций не может выступать организация, для которой образовательная деятельность является основной. Это гарантирует отсутствие конфликта интересов, когда одна и та же организация и обучает специалистов, и оценивает качество их подготовки.
Здесь, конечно, полезно совмещать процедуру итоговой аттестации в образовательной организации с экзаменом в системе независимой оценки квалификаций. Такая работа ведется: с 2018 года в России реализуется пилотный проект в системе среднего профобразования, в котором уже приняли участие 27 регионов, 16 СПК и около 300 колледжей. В его рамках за четыре года более 5 тысяч выпускников колледжей и техникумов одновременно сдавали экзамен по окончании курса обучения в своем учебном заведении и проходили независимую оценку квалификации. В этом случае успешно сдавшие экзамен выпускники получают и диплом, и свидетельство о квалификации.
Сейчас аналогичная работа ведется в университетах: в апреле — августе нынешнего года в этой программе приняли участие 24 вуза страны, включая шесть петербургских (ЛЭТИ, Архитектурно-строительный университет, Политех имени Петра Великого и др.). Это учебные заведения из самых разных отраслей (энергетика, сельское хозяйство, строительство, электроника и пр.).
— Участие в подобных проектах интересно вузам, так как позволяет им определить, нужна ли корректировка образовательных программ обучения с учетом результатов сдачи выпускниками профессиональных экзаменов. Выгодно это и работодателям, поскольку процедура независимой оценки квалификаций позволяет убедиться в качестве подготовки выпускника как претендента на рабочее место. Да и студентов это мотивирует: они понимают, что сдать экзамен профессионалам можно только тогда, когда знания и умения действительно есть. При этом такой экзамен обязательно содержит не только теоретическую, но и практическую часть.
Независимость оценки достигается также за счет того, что для работы в экзаменационной комиссии обязательно привлекаются опытные практики. Это люди, которые действительно могут оценить уровень квалификации специалиста. Причем будут максимально объективны, так как независимы от процесса обучения и никак не связаны с образовательным учреждением.
О серьезности процедуры независимой оценки квалификации говорят цифры. Так, в рамках вузовского «пилота» успешно сдали профэкзамены немногим более двух третей выпускников.
— А что, собственно, дает специалисту получение сертификата о прохождении процедуры независимой оценки квалификации?
— Его наличие по меньшей мере позволяет рассчитывать на серьезное и заинтересованное отношение со стороны работодателя. Ведь в этом случае он может быть уверен, что работник, инженер или управленец действительно обладают тем уровнем знаний и навыков, какие у них должны быть. А значит, быстрее могут приступить к непосредственным обязанностям, им надо намного меньше времени на дополнительную адаптацию или какую‑то дополнительную подготовку на самом предприятии.
Кроме того, уже есть несколько направлений, в которых проведение независимой оценки квалификации стало весьма выигрышно. А в некоторых случаях — и обязательно. Например, в сфере строительства для специалистов, отвечающих за проектирование и организацию инженерных изысканий, ранее требовался стаж работы по специальности не менее десяти лет. После принятых в конце прошлого года поправок в Градостроительный кодекс такой специалист должен будет пройти процедуру независимой оценки квалификации, однако требование к его стажу снижается до пяти лет…
Обязательным прохождение профэкзамена является и для тех, кто непосредственно связан с эксплуатацией лифтового оборудования, поскольку такая работа требует высокого профессионализма и ответственности. Так как риск формального прохождения программ обучения существует и в этой области, в данном случае особенно важен максимально четкий и объективный контроль его качества.
— Если у человека появилось желание пройти процедуру независимой оценки квалификации, что он должен предпринять, куда обратиться?
— Нужную информацию можно получить и на интернет-сайте, разработанном нашим агентством, по адресу: https://nok-nark.ru/, и на сайте госуслуг. Соответственно, необходимо найти требуемую специальность, а затем получить сведения о профильном совете по профессиональным квалификациям и центре оценки в том регионе, где живет специалист.
Сразу подчеркну: пока еще не по всем специальностям проводятся профессиональные экзамены. Однако их количество постоянно растет. По всем специальностям, по которым проводится независимая оценка квалификации, можно ознакомиться с примерами оценочных средств, а также самими профстандартами и разработанными на их основе описаниями профессиональных квалификаций. Существует девять ступеней квалификации — от самых простых видов деятельности до наиболее ответственных и сложных в реализации. Соответственно, зная, какие требования предъявляются к квалификации именно по вашему профилю, можно целенаправленно подготовиться к проведению экзамена.
По многим квалификациям можно даже бесплатно пройти тестовый экзамен в режиме онлайн по его теоретической части (https://demo.nark.ru/).
— Представим себе такой вариант: я пришел сдавать экзамен в рамках системы независимой оценки квалификаций, но не смог этого сделать. Повлияет ли это на мою дальнейшую профессиональную судьбу?
— Если человек получил свидетельство о квалификации, это, безусловно, позитивно влияет на его профессиональное будущее. В частности, он может рассчитывать на более высокую оценку своих навыков со стороны работодателя и, соответственно, преимущество при приеме на работу.
В случае неуспешной сдачи профэкзамена соискателю выдается справка с оценками, которая позволит понять, по каким направлениям подготовки есть дефицит знаний и навыков, на чем стоит сосредоточить усилия.
— Многие соискатели и работающие специалисты еще путают такие понятия, как «аттестация» и «независимая оценка квалификации». В чем разница?
— Здесь важно понимать, что первая оценивает соответствие квалификации работника фактически занимаемой им должности или выполняемой работе. И производится в основном на основании локального акта предприятия, утверждаемого самим работодателем. Независимая оценка квалификации «сверяет» уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы специалиста с требованиями федерального профессионального стандарта.
Важное отличие между аттестацией и независимой оценкой квалификации состоит в том, что первую могут проходить только действующие работники, а вторую — и соискатели, претендующие на осуществление той или иной профессиональной деятельности.
— Скажите, а вот автоматизация — это друг или враг квалификации? Зачем, например, высокая квалификация оператору станка с ЧПУ, если он сам программу не пишет, а только устанавливает деталь и нажимает на кнопку?
— Думаю, что даже на самом «умном» станке или обрабатывающем центре запросто можно запороть деталь стоимостью тысячи или десятки тысяч рублей… Вряд ли работник сможет справиться с поставленной задачей, обеспечить необходимую норму выработки и отсутствие брака в случае, если он недостаточно компетентен и квалифицирован. Как правило, автоматизация ведет к повышению эффективности труда. И, соответственно, к росту уровня заработной платы.
— Вместе с тем мы знаем: работодатели не всегда заинтересованы в этом и порой предпочитают нанимать в большем количестве менее квалифицированную рабочую силу…
— Подчас люди сами не видят возможности перейти на более высокооплачиваемую работу, поскольку у них нет понимания того, каким образом можно пройти переобучение и, соответственно, повысить квалификацию. Поэтому очень важным является развитие механизмов непрерывного образования, поддержки возможности получения всеми желающими востребованной на рынке труда профессии или открытия собственного бизнеса, переходу к самозанятости. И, конечно, важна помощь в создании новых высокооплачиваемых рабочих мест, повышении производительности труда. Готовность работников к переходу на более высокооплачиваемые места будет побуждать работодателей к росту заработной платы.
Год назад Минтруд России запустил федеральный проект «Содействие занятости», предоставляющий возможность безработным и ряду категорий граждан, находящихся под угрозой лишения занятости, бесплатно проходить программы дополнительного профессионального образования. А Минэкономразвития РФ реализуется национальный проект по повышению производительности труда, в котором уже участвуют тысячи предприятий. То есть возможности для переобучения есть.
— Не секрет: работодатели все время жалуются на то, что учебные заведения готовят не тех и не так. Как вы относитесь к созданию корпоративных учебных заведений, которые «делают» кадры целенаправленно, под потребности конкретного предприятия?
— На самом деле никакого противоречия между государственной системой подготовки кадров и корпоративной нет — это два взаимодополняющих направления. Активное участие работодателей в разработке и реализации программ обучения в колледжах и университетах — своего рода мейнстрим.
Например, сейчас в стране запускается проект «Профессионалитет», в рамках которого выделяются ежегодные субсидии в размере 100 млн рублей на конкурсную поддержку 70 образовательно-производственных кластеров, объединяющих колледжи и производственные предприятия. Деньги выделяют на их оснащение новым оборудованием и обеспечение актуализации образовательных программ в соответствии с требованиями рынка труда и масштабами обучения студентов на производстве.
Второе направление — подготовка инженерных кадров по линии университетов. В этом году инициирован проект по формированию в 30 вузах — победителях конкурса — передовых инженерных школ, ориентированных на обучение студентов максимально высокого уровня с непосредственным участием ведущих российских компаний.
Особенно важно и то, что за несколько лет на площадках таких инженерных школ будет обеспечена стажировка тысяч преподавателей других университетов: тем самым можно будет тиражировать лучшие практики подготовки кадров такого профиля.
Еще один важный федеральный проект — «Кадры для цифровой экономики», который предполагает реализацию трех наборов инструментов по актуализации профессиональных стандартов в разных отраслях экономики с использованием современных информационных технологий и профильных образовательных программ вузов.
Здесь также акцент сделан на переподготовке тех, кто будет преподавать: за прошлый год, к примеру, в рамках этого проекта на площадке университета «Иннополис», ориентированного на разработку и использование цифровых технологий, были переподготовлены более 16 тысяч преподавателей. На мой взгляд, это прецедентный проект, опыт которого с успехом мог бы быть использован и в других сферах.
— Если бы вам надо было охарактеризовать независимую оценку квалификаций в нескольких словах, что бы вы сказали?
— Для подавляющего большинства соискателей и работников в России это пока не обязанность, а право. Право продемонстрировать свой профессиональный уровень и доказать, что он полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляют к вашей специальности и квалификации. Это свидетельство о квалификации, документально подтвержденное профессионалами.
НАША СПРАВКА
Учредителями Национального агентства развития квалификаций являются Российская Федерация (от ее имени функции и полномочия учредителя осуществляют министерства труда и социальной защиты, просвещения, а также науки и высшего образования), Российский союз промышленников и предпринимателей и Федерация независимых профсоюзов РФ.
Комментарии