Петербургский СКА показал миллиардный «минус»

Для самого богатого клуба КХЛ это худший показатель последних лет. Причины таких результатов – в материале нашего спортивного обозревателя.

Петербургский СКА показал миллиардный «минус» |

По данным СПАРК, СКА завершил финансовый год с убытком в размере 1 миллиард рублей. 

По итогам пяти предыдущих сезонов СКА не без гордости рапортовал о том, что отработал их в финансовом плюсе. Речь, разумеется, не о полной самоокупаемости и чистой прибыли - в КХЛ, где игроки стоят миллионы, а средний билет в районе 500 - 700 рублей, это фантастика. В отличие от НХЛ отечественная лига не бизнес, а некая социальная нагрузка, лежащая на плечах крупных, зачастую сырьевых, госкорпораций и регионов, вкладывающихся в хоккей на добровольно-принудительных началах, в ответ имея лишь любовь и благодарность болельщика.

Прибыль современного российского клуба КХЛ формируется из двух составляющих - меньшей и большей. К первой относятся реализация билетов, сувениров, атрибутики, еды и напитков на аренах, телевизионных прав и т. п., ко второй - так называемые спонсорские контракты. Это не просто большая, это львиная часть денег, получаемых клубами. За счет собственных заработков клуб может «отбить» аренду дворца, организацию антуражного шоу и рекламную кампанию по городу, но справиться еще и с многомиллионными контрактами игроков без помощи извне - нереально.

Не секрет, что СКА много лет спонсируется «Газпромом», основной доход команды - это рекламный договор с его дочерней компанией «Газпром нефть». По нему питерский клуб в последние годы получает не менее 1 млрд. рублей, взамен размещая баннеры компании на бортах ледовой арены, официальном сайте, форме хоккеистов и другой клубной продукции. И если учесть, что впервые за последние три года в минусе финансовый год завершил и СКА, и футбольный «Зенит», который также спонсируется структурами «Газпрома», очевидно, что это не просто совпадение: тут либо одни закрутили гайки, либо другие переборщили с тратами. А может быть, даже и то и другое...

СКА и «Зенит», как самые богатые клубы своих внутренних чемпионатов, до последнего времени довольно вольготно вели себя на трансферном рынке. В штате футбольного клуба игроков на несколько команд хватит, в хоккейном даже за попадание в четвертое звено идет сумасшедшая конкуренция, что, разумеется, тоже оборачивается серьезной финансовой нагрузкой. Так, по данным СПАРК, при общей выручке за 2017 год 7,7 млрд рублей СКА завершил финансовый год с чистым убытком в размере 1 миллиарда рублей. Даже у «Зенита» минус, подсчитанный СПАРК, не так бросается в глаза - 231,4 млн при выручке 9,7 млрд. Но это также худший показатель ФК за три последних года.

СПАРК - это система профессионального анализа рынков и компаний, основывающаяся на сотнях источников, включая министерства и ведомства, судебные органы, сами компании, СМИ и т. д. Тут, правда, стоит уточнить, что данные СПАРК относятся к итогам финансового года, собрата календарного, в то время как сезоны в хоккее и футболе имеют иные рамки. Тем не менее в последний раз по итогам финансового года СКА уходил в минус в 2012 году, а к концу 2016-го вовсе имел рекордную чистую прибыль - 846,6 млн рублей. Откуда же такой провал в доходах всего за год, притом что 2017 год был чемпионским для команды?

Очевидно, что самая могучая составляющая клубного бюджета - это расходы на хоккеистов, а по отношению к ним два последних года питерский ХК был более чем щедр и старался по возможности обходить различные ограничения, предлагаемые лигой. Но даже на этом фоне данные СПАРК кажутся уж очень мощными. Опираясь на неофициальные источники, мы привыкли считать, что совокупная стоимость игроков СКА составляла порядка 2 - 2,5 млрд рублей за сезон. СПАРК насчитал сумму вдвое большую - 5,2 млрд. Даже с учетом различных премиальных за чемпионский сезон эта цифра выглядит огромной для КХЛ, где, на всякий случай, потолок зарплат с 2016 года официально не может быть выше 1 млрд. В общем, не случайно по ходу нынешнего межсезонья СКА стал намного сдержаннее в приобретениях. На смену покинувшим клуб звездам вроде Ильи Ковальчука, Микко Коскинена, Вячеслава Войнова, Вадима Шипачева и Егора Яковлева пришли хоккеисты уровнем пониже, с менее звонкими фамилиями, а значит, и по финансовым запросам более бюджетные.

Еще в конце весны в хоккейных кругах прошел слух, что высшее руководство клуба, вникнув в клубную бухгалтерию, несколько обалдело от объемов трат на игроков, и после серьезного разговора с исполнителями на местах была дана команда на усмирение трансферных аппетитов и оптимизацию бюджета. Команда, как видим, была принята к действию. СКА образца сезона-2017/18 стоит значительно дороже, чем та команда, что сейчас готовится в «Хоккейном городе» к чемпионату-2018/19. Совокупный оклад тех же Ковальчука, Войнова, Яковлева, Коскинена и Сергея Широкова, покинувших клуб, был недалек от отметки 1 млрд рублей. А главные приобретения СКА нынешнего межсезонья - Наиль Якупов, Александр Дергачев, Олег Ли, Алексей Бывальцев, Василий Токранов, Алексей Кручинин, Магнус Хелльберг, Ярослав Дыбленко ввосьмером не дотягивают до этой суммы.

Говорят, что помимо игроков в клубе решили экономить и на «внутренней кухне». Один из примеров тому - прекращение финансирования команды МХЛ «СКА - Серебряные львы». Притом что деньги в нее вкладывались невеликие - около 80 млн рублей за сезон, а это, считай, зарплата одного хорошего хоккеиста. Вместо «Львов» в МХЛ решено заявить команду «СКА-Варяги», обеспечение которой требует меньших расходов, от «Львов» в системе СКА останется только спортшкола. Пока, правда, неясно, кем она по факту будет финансироваться - клубом или, как и в прошлые годы, бизнесменом Дмитрием Никитиным.

#хоккей #СКА #КХЛ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (6248) от 02.08.2018 под заголовком «Вместо голов считаем деньги».


Комментарии