В масках не только вратари. Как детский хоккей приходит в себя после перерыва

Детский хоккей Петербурга начинает приходить в себя после полугодового периода самоизоляции. О том, как на фоне пандемии изменилась работа с воспитанниками спортшкол и как в целом выглядит детско-юношеский хоккей в Петербурге, нашему корреспонденту Даниилу РАТНИКОВУ рассказал тренер клуба «Красная звезда» Дмитрий БРАСЛАВСКИЙ (на снимке).

В масках не только вратари. Как детский хоккей приходит в себя после перерыва | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

– Прерванные весной из-за пандемии тренировки возобновились совсем недавно. Удаленные занятия хоть как-то помогли ребятам поддержать форму?

– Парни действительно готовились самостоятельно. Мы расписали им план, его выполнение было на совести каждого из них. Некоторые, к сожалению, сачковали, и в результате физические кондиции просели: все-таки полугодовая пауза – значительный пробел. Из позитивного – без нагрузок мои ребята выросли. Я работаю с 13-летними парнями, они пошли в рост, добавили в мощи. Когда тренировки возобновились, мы постепенно восстановили их кондиции. Сначала готовили на «земле», затем вышли на лед, где давно не появлялись. Благо мышечная память не подвела: быстро вкатились, в ускоренном темпе прошли фактически двухмесячную подготовку и уже участвуем в первенстве города.

– Детские команды накануне чемпионата обычно проводят тренировочные сборы в других регионах. Как было в этом году?

– В августе мы собирались в Белоруссию, но ее не открыли, пришлось в срочном порядке искать альтернативу в России. Нашли базу с катком в Тверской области в городе Старица. Жили в одном корпусе изолированно, ни с кем не пересекаясь: тренировки, еда, прогулки...

– Количество занимающихся хоккеем на фоне пандемии не сократилось?

– Существенного оттока нет, хотя кто-то и отсеялся просто потому, что у родителей не стало возможности платить за хоккей: кто-то работу потерял, кому-то зарплату сократили. Мы старались идти навстречу, как-то помогать, но, увы, не все даже при нашей поддержке были готовы продолжать. Были и другие прецеденты. Например, мальчишка из Белоруссии, который у меня тренируется, завис там на полгода, пропустил предсезонный сбор, а когда приехал, не смог попасть в состав из-за физических кондиций.

– Видел на игре вас в маске. Ка кие еще ограничения добавила тренировочному процессу пандемия?

– На играх тренеры действительно должны носить маску, во время тренировок мы без них – иначе сложно работать. По стадиону передвигаемся тоже в масках. Не больно, конечно, удобно, но это дискомфорт терпимый. Соблюдаем социальную дистанцию в раздевалке и на лавке. Стараемся, чтобы родители не задерживались на стадионе. Для тех, кто хочет понаблюдать за тренировками или играми, есть онлайн-трансляция в YouTube.

– Когда родителей нет рядом с площадкой, тренировать спокойнее?

– Лично мне все равно. У меня команда постарше – дисциплина и у ребят, и у родителей выработана. Они прекрасно понимают, что навязывать или советовать что-то не стоит. В «Красной звезде» в принципе не практикуется присутствие родителей у льда. Они могут наблюдать за процессом на расстоянии – есть на нашем стадионе такая «обзорная» точка. Но все равно через родительские советы любой детский тренер проходил – это своего рода испытание на прочность.

– Но родители, как правило, адекватные?

– С другими обычно расстаются, они ни в каком клубе не задержива ются. Причем неадекватность зачастую подкрепляется не самыми выдающимися способностями ребенка. Родительское представление о нем не соответствует тому, что видит тренер, вот и начинают нервничать. Забирают своих чад в другую школу к другому тренеру, но и там, как правило, мало что меняется.

– В различных юношеских лигах Северной Америки играют три десятка мальчишек из Петербурга в возрасте 15 – 17 лет. Это тоже поиск лучшей почвы для роста?

– Хоккейный прогресс тут не всегда первичен. Очень многие увозят детей, стремясь прежде всего дать им заокеанское образование. Хотя есть и такие, кто едет именно за хоккеем. Некоторые мои выпускники 2003 г. р. тоже раздумывали на эту тему, пока не узнали, сколько это стоит...

– Сколько же?

– Около 60 тысяч канадских долларов на год.

– Примерно 3,5 млн рублей...

– В эти деньги входит переезд, обучение и занятия хоккеем. Есть, конечно, категория людей, которая строит замки из североамериканского песка, но я бы не сказал, что это массовый процесс. Кто-то уезжает, полагая, что так проще попасть на драфт НХЛ. Там во всех лигах, на всех возрастных уровнях работает масса скаутов клубов НХЛ.

– Но в России ведь они тоже есть?

– Да, но в гораздо меньшем количестве. Поэтому те, кто грезит НХЛ, прикладывают максимум усилий, чтобы попасть им на глаза, и стремятся быть ближе. При этом надо отдавать себе отчет в том, что в Северной Америке иной хоккей, к нему еще необходимо адаптироваться.

– А что все-таки с детским хоккеем в Петербурге? Какой уровень по сравнению, к примеру, с тем, что было десять лет назад?

– Он однозначно вырос и продолжает расти. Появилось самое главное _ массовость. Родители чаще отдают детей в хоккей, как следствие, возникает больше команд. Ближе к старшим возрастам в Петербург переезжают ребята из других регионов, что тоже повышает городской уровень. Если десять лет назад команд младших возрастов было порядка 10 – 12, теперь их около тридцати, и это еще не все. Есть коммерческие клубы, которые тренируются, играют во всевозможных турнирах, но не участвуют в кубке федерации хоккея Санкт-Петербурга.

– Недавние победы СКА в Кубке Гагарина повлияли на интерес к хоккею в городе?

– Однозначно! С тех пор как СКА вывел свой маркетинг на уровень клуба НХЛ, хоккеем многие заинтересовались. Если в начале нулевых СКА в лучшем случае собирал на стадионе две-три тысячи человек, сейчас на каждом матче Ледовый забит. Посмотрите, насколько увеличилось количество атрибутики СКА в городе: значки на машинах, фирменные бейсболки, майки, толстовки, вымпелы и много чего еще. Люди заинтересовались хоккеем не только как зрители, многие встают на коньки. Дети, ощущая такой ажиотаж, сами инициируют занятия хоккеем.

– А мне вот нередко приходится слышать, что маркетинг и пиар в российском спорте не особо нужны...

– Задача спорта влиять на массы, а чтобы иметь массовый охват, нужна популярность, соответственно, должна проводиться маркетинговая и медиаработа. СКА в этом плане отличный пример и, пожалуй, пионер в мире российского хоккея. Или вот еще любопытный пример: интерес к хоккею буквально взлетел благодаря сериалу «Молодежка». Только ко мне в команду пять человек пришли, проникнувшись кинострастями из жизни «медведей». Кто бы что ни говорил, подрастающему поколению важны красивые истории, герои, которые мотивировали бы их выйти на лед.

#спорт #детский спорт #хоккей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (6784) от 14.10.2020 под заголовком «В масках не только вратари».


Комментарии