Сын легендарного ленинградского хоккеиста сыграет против СКА
Завтра в Петербурге начинается серия второго раунда Кубка Гагарина СКА — «Спартак». Вывеска уже сама по себе яркая, а для хоккеиста московского клуба Вячеслава Солодухина (на снимке) это будет еще и личная история.
ФОТО Дмитрия ФЕОКТИСТОВА/ТАСС
Солодухин — фамилия в ленинградском хоккее известная. Пожалуй, даже самая известная, потому что перешла уже из одного поколения в другое. Если за московский «Спартак» в свое время выступали братья Майоровы, то Ленинград отвечал братьями Солодухиными. Разве что выходили на лед они в отличие от москвичей в разных тройках, так как оба были центральными нападающими.
Сергей и Вячеслав Солодухины погодки, один — 1949‑го, другой — 1950‑го. Оба встали на коньки в школе «Ленмясокомбината», где их еще мальчишками приметил старший тренер СКА Николай Пучков. И не ошибся — они действительно стали легендарными для города хоккеистами, любимцами «Юбилейного». Старший из братьев позже назовет сына в честь трагически ушедшего из жизни в 29 лет брата Вячеслава. Так что хоккейный свитер, надетый Солодухиным-младшим в начале 2000‑х, ко многому обязывал.
Когда КХЛ только появилась на свет, 20‑летний тогда Слава Солодухин носился по Малой арене «Юбилейного», набирая больше всех очков в матчах за ХК ВМФ. Этот клуб (сейчас это «СКА-Нева») был, по сути, наследником питерского «Спартака», где проходили обкатку молодые игроки, начинал там и Солодухин. Вот только Барри Смит, тогдашний тренер СКА, молодежь не жаловал, предпочитая идти к Кубку Гагарина с проверенными бойцами.
Молодые парни в дочерней команде, впрочем, не унывали — со свойственным молодости оптимизмом надеялись на скорый карьерный рост и радовались редкой возможности потренироваться с первой командой. Розовощекий Вячеслав Солодухин бодрился: «Ничего, все придет, надо только работать». И вновь набирал больше всех очков за «военморов» в ВХЛ. Но в первую команду вызывали редко, а когда и вызывали, игровое время 17‑го номера (под ним играл и Вячеслав Солодухин-старший) исчислялось крохами. «Мечтаю играть в КХЛ за СКА», — не уставал повторять нападающий, но в конце концов все‑таки уехал в Финляндию, когда поступило приглашение от «Ильвеса». Клуб из Тампере стал первым для Солодухина за пределами Петербурга, пробыл он в нем недолго и вернулся в Петербург. «Финская лига определенно сильнее ВХЛ, я так решил повысить свой уровень, — рассказывал Вячеслав. — Правда, так и не понял, для чего меня звал «Ильвес»: играл по три-четыре минуты и после трех матчей услышал, что им не подхожу. Но опыт все равно был хороший. В Финляндии играют совершенно не так, как в России».
Вячеслав все сильнее врастал корнями в ВХЛ, выбраться из которой молодому игроку действительно непросто. Мечта о КХЛ могла и не осуществиться, не реши армейцы усилиться зимой 2012 года. «Сибирь», за которую выступал юный талант Владимир Тарасенко, не попадала в плей-офф, и за 20‑летним форвардом начали охотиться многие топ-клубы КХЛ. Будущую звезду НХЛ выцепил в итоге СКА, предложив взамен Солодухина, который в форме новосибирского клуба и дебютировал в КХЛ.
Дмитрий Юшкевич, последние годы ассистирующий Игорю Никитину в топовых ЦСКА и «Локомотиве», тогда в «Сибири» только начинал тренерскую карьеру и, наблюдая за первыми играми и тренировками Солодухина, возмущался: «Парень с потенциалом кандидата в сборную России пересидел в ВХЛ два лишних года. Никаких вопросов — это игрок уровня КХЛ». Сказочного перерождения, впрочем, не случилось — чтобы перестроиться на рельсы КХЛ, Вячеславу понадобились три сезона и три команды. Из «Сибири» на следующий год его обменяли в «Локомотив», а новый сезон он начал в «Витязе».
Подмосковная команда в те годы представляла собой своего рода склад игроков, которые либо оказывались ненужными СКА, либо отправлялись туда на хранение/дозревание. Одноклубниками Солодухина, в частности, стали Дмитрий Шитиков, Максим Рыбин, Антон Королев, Глеб Клименко, Максим Афиногенов и многие другие. Но главным для Вячеслава было то, что игрой «Витязя» руководил Юрий Леонов, много лет тренировавший его в ХК ВМФ.
Прекрасно знакомому форварду Леонов выдал приличный карт-бланш в виде игрового времени, стал выпускать в ведущих звеньях, и тот завершил сезон вторым снайпером и третьим бомбардиром клуба. И даже когда Леонов оставил «Витязь», Солодухин не стушевался — забрасывал чуть ли не в каждом втором матче, войдя в топ-20 снайперов лиги по итогам регулярки-2014/15. Наконец, впервые со времен ХК ВМФ Вячеслава выбрали капитаном команды.
К концу четвертого сезона в «Витязе» уже сам Солодухин попал в разряд игроков, которыми топ-клубы хотели усилиться перед плей-офф, и зимой 2016 года оказался в «Ак Барсе». Найти себя в строгой системе за авторством Зинэтулы Билялетдинова, правда, не получилось — лишь пять матчей в регулярке и ни одного в плей-офф. Но этот непродолжительный этап, судя по всему, стал отличной школой — где‑то на этом отрезке карьеры Солодухин из креативного форварда превратился в работящего.
В «Салавате Юлаеве», где он впоследствии осел на четыре сезона, Вячеслав, как правило, появлялся в третьем-четвертом звене, много бился, часто вылавливал на себя шайбу и все остальное, что летело, реже, но бросал по воротам и сам. Работа неблагодарная и болезненная, однако именно такие самоотверженные парни — фундамент чемпионских команд. При такой нелегкой ноше Вячеслав не терял оптимизма. В ходе опроса хоккеистов его поставили на вторую строчку в рейтинге главных шутников КХЛ. «Солодухин — важный игрок нашей системы, — отзывался о форварде главный тренер «Салавата Юлаева» Томи Лямся. — Это ключевой игрок меньшинства, один из лучших оборонительных форвардов. Он парень с характером, который продолжает играть, когда ему больно, что о многом говорит».
Примерно теми же словами встречали Солодухина минувшим летом в «Спартаке». «Вячеслав добавит команде лидерских и бойцовских качеств, самоотверженности, — говорил спортивный директор столичного клуба Роман Беляев, подписывая с ним контракт до 2023 года. — Это исключительно командный игрок, очень полезный при игре в меньшинстве». Текущий сезон, однако, едва ли можно отнести к удачным. Лишь 26 матчей, два очка за всю регулярку при «минус 3» полезности. Отбиваясь от различных повреждений и пауз в чемпионате, Солодухин никак не мог набрать игровой тонус, в связи с чем тренерский штаб не баловал его доверием. Да и смена игрового номера на 12‑й (под ним выступал за СКА в первые годы отец) на пользу явно не пошла. Но плей-офф — время, когда можно начать сезон с чистого листа. Тем более в родном городе и во дворце, где под крышей именные стяги Сергея и Вячеслава Солодухиных.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7130) от 17.03.2022 под заголовком «В плей-офф не до шуток».
Комментарии