Свои среди чужих. Кто станет следующим королем мужского тенниса?

Приближающийся уход теннисной «большой тройки» делает все более актуальным вопрос смены лидеров. Пока ситуация неясная: сразу несколько талантливых игроков могут претендовать на трон уже сейчас, а еще больше — в будущем. И все же рискну предположить: следующим королем мужского тенниса будет русский. На эту мысль наводит и финал первого крупного турнира грунтового сезона в Монте-Карло, в котором сошлись Стефанос Циципас и Алехандро Давидович-Фокина.

Свои среди чужих. Кто станет следующим королем мужского тенниса? | Алехандро Давидович-Фокина (справа) еще не дорос  до уровня Стефаноса Циципаса, но все впереди. / Фото SEBASTIEN NOGIER/EPA/ТАСС

Алехандро Давидович-Фокина (справа) еще не дорос до уровня Стефаноса Циципаса, но все впереди. / Фото SEBASTIEN NOGIER/EPA/ТАСС

Казалось бы, как может улучшать перспективы русского тенниса поединок 23‑летнего грека с 22‑летним испанцем? Однако оба в каком‑то смысле наши ребята. Давидович-Фокина родился в Малаге, но родители у него, как видно из странноватой двойной фамилии, совсем не испанцы — Эдуард Марк Давидович и Татьяна Фокина. Вырос Саша на испанских кортах, но ведь и большинство представляющих Россию игроков долгие годы тренируются отнюдь не на родине.

А теперь, когда россияне лишены возможности официально представлять свою страну, разница и вовсе становится зыбкой. Вот и Стефанос Циципас, внук знаменитого футболиста Сергея Сальникова, гол которого в далекие военные годы принес «Зениту» Кубок СССР, — он разве не наш? Не говоря уже об Александре Звереве и Денисе Шаповалове. Получается, большая часть игроков новой волны так или иначе связана с нашей страной.

Давидович-Фокина до сих пор был в тени других представителей этого поколения, но кто знает — может быть, в будущем он их еще обгонит. Турнир в Монте-Карло вышел для русского испанца прорывным. Во втором круге он выбил самого Новака Джоковича (6:3, 6:7, 6:1), а затем впервые в карьере дошел до финала турнира серии Masters и также впервые пробился в первую тридцатку мирового рейтинга.

Конечно, это была лучшая неделя в моей карьере. Это было потрясающе. Я наслаждался каждым днем, выигрывал большие матчи, победил Джоко. Все эти победы придают мне уверенности в себе, — рассуждает Алехандро. — Я теперь буду в каж­дом розыгрыше сосредотачиваться, как на этой неделе. Сейчас я так доволен собой и своей работой, что постараюсь продолжать в том же духе.

В решающем поединке, правда, Циципас оказался заметно сильнее — 6:3, 7:6. Для Стефаноса этот успех трудно назвать историческим. Достижений в его карьере уже хватает, в том числе и прошлогодний успех в том же Монте-Карло. Впрочем, кое‑что важное произошло: Циципас стал первым представителем новой волны, сумевшим защитить титул на столь высоком уровне, — такое не удавалось даже Даниилу Медведеву. Возможно, к несколько расхлябанному прежде игроку начинает приходить стабильность, которой ему до сих пор не хватало.

Я сосредотачиваюсь на долгосрочной перспективе. Каждый день — это испытание. Даже если я здорово выступаю, завтра нужно снова выходить и доказывать, что это не случайность. Мне кажется, что если я сделаю выводы из прошлых ошибок и использую накопленную мудрость, то смогу провести лучший сезон в своей карьере, — объясняет Стефанос происходящие в нем изменения.

Вообще с учетом неважной формы Джоковича и травмы Рафаэля Надаля русский грек выглядит чуть ли не фаворитом грунтового сезона. Играть на этом покрытии он умеет отлично, что доказал еще в прошлом году, когда добрался до финала «Ролан Гаррос». А если к этому добавятся успехи на других кортах, то Циципас с нынешнего пятого места уже летом может взобраться и на первое, ведь отставание от Джоковича совсем невелико.

Мне кажется, у меня отличный теннис для любого покрытия, но к грунту я адаптируюсь лучше всего, — признает Стефанос. — Однако я верю, что могу выигрывать турниры не только на грунте, но и на харде и траве — моем любимом покрытии. В последние годы я показывал там не те результаты, которые хотелось бы, но передо мной стоит цель — изменить стиль так, как того требует покрытие.

До травы, впрочем, еще далеко, а пока грек готовится достичь максимума на земле. Помимо собственно титула в Монте-Карло особо стоит отметить его уверенную победу в полуфинале над Александром Зверевым (6:4, 6:2). В этом принципиальном противостоянии теннисных принцев Циципас с большим отрывом впереди (7:3), и этот личный счет важен на будущее — ведь в скором времени они, вероятно, будут все чаще разыгрывать самые престижные трофеи.

В рейтинге впереди пока Зверев, который закрепился на третьем месте и вполне может в ближайшее время взобраться на вершину. Однако основных успехов русский немец достиг во второй половине прошлого года, а в этом результаты средние — победитель St. Petersburg Open-2016 не выиграл пока ни одного трофея и лишь один раз добрался до финала, уступив в решающем матче на слабеньком турнире в Монпелье петербургскому казахстанцу Александру Бублику.

При этом у русского немца, которому сегодня исполняется 25 лет, нарастают психологические проблемы. Бывшая девушка все еще обвиняет его в домашнем насилии, а в феврале на турнире в Акапулько Саша так обматерил арбитра и колотил ракеткой по судейской вышке, что его пришлось снимать с соревнований. Слава богу, не случилось длительной дисквалификации — в ATP решили ограничиться «условным сроком». Но при повторении срывов серьезного наказания уже не избежать.

Возможно, Звереву стоит взять пример с Даниила Медведева, который в юности тоже не мог совладать с эмоциями на корте, но после планомерной работы с психологом добился в этом плане заметного прогресса. Теперь у Медведева другие проблемы. И дело не в операции на грыже, из‑за которой он пропускает грунтовый сезон — такая пауза может даже пойти на пользу и помочь лучше выступить во второй половине сезона. Но будет ли эта вторая половина?

Не секрет, что для российских теннисистов сложности не исчерпываются игрой под нейтральным флагом. От них требуют пуб­личного осуждения российской спецоперации, а угроза полного отстранения от соревнований никуда не делась. Так, до сих пор не определились с допуском россиян организаторы Уимблдона.

В этой ситуации тот же Медведев может выбрать простой и понятный путь, сменив спортивное гражданство, тем более что сам Даниил давно живет в Монако, а тренируется во Франции. И тогда к русскому греку (Циципас), русскому немцу (Зверев), русскому канадцу (Шаповалов) и русскому испанцу (Давидович-Фокина) добавится еще и русский француз…

#теннис #турнир #спортсмены

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (7154) от 20.04.2022 под заголовком «Свои среди чужих».


Комментарии