Соревнования на основе компьютерных игр официально признаны в России

Еще совсем недавно, застав своего ребенка за компьютерной игрой, родители могли с полным основанием попенять ему на впустую потраченное время. Теперь все изменилось, и не удивляйтесь, если услышите в ответ: «Я спортом занимаюсь». Соревнования на основе компьютерных игр официально признаны в России, получили название киберспорт, а в государственных спортшколах открываются отделения для желающих им заниматься.

Соревнования на основе компьютерных игр официально признаны в России | ФОТО Omid Armin on Unsplash

ФОТО Omid Armin on Unsplash

С сентября первый полноценный учебный год стартовал на отделении компьютерного спорта в петербургской спортивной школе олимпийского резерва «Комета». Набор ребят, начиная с 12‑летнего возраста, был открыт еще в начале года, желающие могут выбрать одно из двух направлений: «Боевая арена» или «Тактический трехмерный бой». Эти названия вполне соответствуют распространенному представлению о том, что ребенок, выбравший себе именно такое специфическое увлечение, будет постоянно сидеть перед экраном компьютера. Так что же это за спорт?!

Сразу оговоримся — все формальности относительно признания киберспорта государственными структурами в России соблюдены. Еще в 2016 году Министерство спорта страны выделило его в отдельную дисциплину, а с 2017‑го киберспортсмены могут получать даже звание «Мастер спорта России» или разряд кандидата в мастера спорта. Правда, до звания «Заслуженный мастер спорта» дело тут пока не дошло. Но нет его, между прочим, и в шахматах.

«Компьютерный спорт признан и аккредитован федерацией, она является частью международного сообщества. Мы внимательно к этому относимся, и любой успех российских представителей на международных соревнованиях всегда вдохновляет, — говорит министр спорта РФ Олег Матыцин. — Имеются государственная поддержка и календарь соревнований, который финансируется за счет Министерства спорта. Сейчас у этого направления деятельности огромная популярность, но все должно происходить не в ущерб физической деятельности, занятия должны направляться на всестороннее развитие личности». Тем не менее определенные сомнения по поводу «спортивности» этой дисциплины в ведомстве Матыцина явно присутствуют, раз в совместном документе Минспорта и Федерации компьютерного спорта России со сложным названием «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт» содержится требование о том, что все обучающиеся киберспорту должны в обязательном порядке сдавать нормативы и заниматься физической подготовкой не менее 30 процентов времени обучения. Среди обязательных нормативов при этом названы, в частности, бег, наклоны и приседания. Думается, уж с нормативами по последней категории у киберспортсменов вряд ли возникнут какие‑то проблемы.

Однако даже открытие отделений в спортивных школах и утверждение федеральных стандартов подготовки наверняка не убедят многих родителей в том, что их ребенок, просиживая часами перед компьютером, действительно занимается спортом и что это потраченное время не израсходовано впустую. Хотя вполне официально киберспорт признан не только в России, а Международная федерация киберспорта (IESF) проводит полноценные чемпионаты мира. Последний из них завершился в сентябре в Румынии, где участники соревновались по шести играм.

Наверное, самой «раскрученной» в медийном пространстве из дисциплин киберспорта следует считать игру Dota2. Собственно, именно она и представляет собой направление «Боевая арена» для обучающихся в петербургской «Комете». Эта игра в свое время привлекала внимание многих медийных личностей, в том числе и профессиональных спорт­сменов. Например, недавний претендент на мировую шахматную корону Ян Непомнящий прошел через период такого увлечения «Дотой», что она отнимала у него больше времени, чем занятия шахматами. Среди известных любителей «Доты» футболист сборной России и французского клуба «Монако» Александр Головин. Но если они в киберспорте просто любители, то есть в Dota2 и настоящие профессионалы, которые разыгрывают между собой огромные призовые. Достаточно привести такой пример: выиграв два года назад международный турнир The International 2021, российская команда Team Spirit стала обладателем главного приза в 18,2 миллиона долларов.

Так что сегодня киберспорт — это сопоставимые с теннисом призовые на крупнейших соревнованиях, мастерские звания от Минспорта, участие в престижных международных проектах (в частности, в Казани в следующем году пройдут первые «Игры будущего», программа которых будет включать не только привычные дисциплины киберспорта, но и новые — с использованием последних разработок в области робототехники, дополненной и виртуальной реальности, а также искусственного интеллекта). Но вот действительно ли это все‑таки спорт? Время на этот вопрос, похоже, уже ответило. Осталось ответить нам самим, и далеко не факт, что ответы совпадут.


#киберспорт #спортшколы #ученики

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7507) от 22.09.2023 под заголовком «На старт с компьютером».


Комментарии