Михаил Гершкович: «Семак сделает выводы из ошибок»

О кризисе «Зенита» и смене тренера в «Спартаке», исходе из России иностранных наставников и составе национальной команды наш корреспондент Леонид Романович беседует с руководителем Объединения отечественных тренеров Михаилом Гершковичем (на снимке), в прошлом форвардом сборной СССР и одним из тренеров сборной России.

Михаил Гершкович: «Семак сделает выводы из ошибок» | Фото Юрия Машкова/ТАСС

Фото Юрия Машкова/ТАСС

- Михаил Данилович, чем объясняете такое огромное преимущество ЦСКА в матче с «Зенитом»?

- В таких матчах никогда нельзя объяснить результат чем-то одним, это комплекс причин. В том числе и тех, что лежат на поверхности: индивидуальные ошибки отдельных игроков решают многое. Ну скажите, кто заставлял Маркизио падать на ровном месте, что обернулось первым в матче голом? Но если говорить об объективных причинах, то прежде всего бросается в глаза тяжелый график «Зенита»: фактически у армейцев было два дня форы. Свежести гостям не хватало, это бросалось в глаза. При этом не считаю этот результат трагедией для лидера: такие неудачи бывают у всех команд.

- «Зенит» уже месяц не бежит, как говорят в футболе. Это объективное следствие напряженного графика или все же тренерский просчет?

- Конечно, есть вещи, на которые тренерскому штабу «Зенита» стоит обратить внимание. Ведущие клубы Европы - «Манчестер Сити», «Барселона», «Бавария» - играют в таком же и даже более напряженном графике, но функционально смотрятся отлично. Очевидно, мы упустили то, что было в советской футбольной школе - уж в «физике» мы тогда не уступали никому. А сейчас ведущие западные клубы сильно опережают нас в вопросах восстановления.

- Все же на Западе игрокам восстанавливаться легче: у нас и перелеты гораздо дальше, и климат тяжелее...

- Согласен, эти факторы тоже сказываются, но тогда мы тем более должны уделять еще большее внимание этим вопросам. Может быть, стоит больше изучать западный опыт, приглашать ведущих физиотерапевтов и тренеров по физподготовке. Если вернуться к «Зениту», то нужно помнить: Семак еще только набирается опыта. В «Уфе» были другие задачи, там он работал в недельном цикле. Думаю, теперь он проведет зимние сборы иначе: с тем прицелом, чтобы команде хватило физических и эмоциональных сил на весеннюю часть сезона. Эмоциональная подготовка очень важна: порой физически команду восстановить даже легче, а если нет внутреннего огня - игры не будет. Но знаю Сергея достаточно хорошо лично и уверен: он сделает правильные выводы.

- Семак стал первым российским тренером в «Зените» за долгое время. Теперь по тому же пути пошел и «Спартак»: Массимо Карреру заменил Олег Кононов. Какие у него перспективы?

- Нет сомнений, что Кононов - грамотный специалист. Он очень позитивно проявил себя в «Краснодаре», однако в «Ахмате» по разным причинам у него не очень получилось. Главный вопрос: хватит ли у него харизмы, умения держать удар - ведь он столкнется с давлением, которого раньше не испытывал. Хотелось бы пожелать ему удачи. Но больше всего меня смущает, что у российского специалиста почему-то много иностранных помощников - практически весь тренерский штаб. Это никуда не годится, клуб должен воспитывать своих, чтобы они учились у того же Кононова. Тем более что у «Спартака» такие богатые традиции, за этот клуб выступало столько умных игроков...

- А в чем причины последних неудач Карреры?

- Здесь бы я говорил не лично о нем, а о проблемах иностранных тренеров вообще. Посмотрите, какой богатый опыт с иностранцами у «Зенита», причем это были специалисты более высокого уровня, чем Каррера. И что? Они довольно скоро уходили, причем нередко со скандалами. На мой взгляд, иностранный тренер не может успешно работать в России, если не знает русского языка. Да, он может выдержать год, максимум два - но дальше неизбежно накапливаются конфликты, теряется связь с коллективом. Я много говорил об этом и с футболистами разных клубов, и с персоналом, менеджерами - все быстро устают общаться через переводчика. И если посмотреть на западный опыт: даже у великого Гвардиолы, когда он пришел в «Баварию», стоял пункт в контракте: за полгода выучить немецкий. Поймите, самое главное оружие тренера - это язык! Игрока нужно чувствовать, понимать. Иногда требуется просто обнять, поддержать, ободрить, а иногда, наоборот, нужно крепкое слово сказать - в России без этого нельзя. Тренер должен создать коллектив, объединить его общей целью - как тут без языка? Слава богу, сейчас и наши руководители клубов это поняли...

- Действительно, из некогда многочисленного тренерского легиона у нас остался один Божович, который очень прилично знает русский. Тем удивительнее было слышать, что вы предлагаете снова ввести налог на иностранных тренеров. Зачем?

- Здесь речь идет, скорее, о помощниках, чтобы не было такой ситуации, которую мы наблюдаем в «Спартаке». Я понимаю, взять одного иностранного специалиста, скажем, по физподготовке - здесь нам и правда есть чему учиться. Но ведь не пятерых же человек! Что до прежнего налога на иностранных тренеров, который мы вводили, то как раз он во многом стал толчком к тому, чтобы наши клубы начали доверять собственным специалистам.

- Несколько лет назад вы принимали участие в разработке нового лимита на легионеров (до десяти человек в заявке на сезон), но затем сверху был спущен другой вариант (до шести на поле). Этот вопрос закрыт?

- Сейчас этим не занимаюсь. Если честно, я вообще категорически против лимита на легионеров - точнее, против количественного лимита. Нам нужно перейти на подход качественный, чтобы к нам ехали легионеры высокого уровня. Понятно, что в «Зените», ЦСКА или «Спартаке» и так играют за редкими исключениями классные футболисты - но вы посмотрите на наши клубы-середняки! Туда едут посредственности, отнимая шанс у наших ребят, которые их ничем не хуже! Поэтому нужен качественный ценз, а вот какой - это вопрос. Вряд ли нам подходит английский вариант, при котором разрешения получают только игроки национальных сборных - для нас это будет слишком жестко. Может быть, для России подойдет голландская схема - там зарплата иностранных игроков ограничивается снизу, то есть разрешают приобретать только дорогих иностранцев. Но и здесь есть свои тонкости. На мой взгляд, здесь требуется общественное обсуждение, нужен мозговой штурм, чтобы выстроить идеальную для нашего футбола схему.

- Что думаете о нынешнем составе национальной команды, где легионеров тоже немало?

- Прежде всего хочу сказать, что руководству сборной удалось создать единый коллектив, где один за всех и все за одного. Кто-то играет чуть лучше, кто-то чуть хуже, но равнодушия нет ни у кого, любой игрок готов выложиться на поле. Конечно, есть опасения, что при таком количестве травм ведущих игроков команде придется трудно: выбыли Фернандес, Головин, Черышев, под вопросом Дзюба и Зобнин - это все лидеры. Но я знаю, как мечтают проявить себя в национальной команде футболисты «второго эшелона», и для них это шанс. Вызов Ари - это просто от безысходности. Кого еще брать, когда нет Дзюбы и Кокорина, когда в ужасной форме Смолов? Если бы не сломался Дзюба, вызывать бразильца никто бы не стал. Что до Чалова, то он, пожалуй, еще сыроват для сборной, в его игре много огрехов. Но видно, что парень он талантливый, в игре есть изюминка, перспективы у него хорошие.

#футбол #интервью #Зенит #рпл

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (6322) от 15.11.2018 под заголовком «Михаил Гершкович: Семак сделает выводы из ошибок».


Комментарии