Гонка за «золотом». Как ленинградец стал чемпионом мира по мотокроссу

История отечественного мотоспорта ведет отсчет с первых гонок в октябре 1898 года, когда на трассе под Петербургом (от станции Александровская до Стрельны, 39 верст туда и обратно) состязались шесть участников. Мотогонки — кроссовые, а также на гаревой и ледяной дорожках стадионов — всегда привлекают много зрителей.

Гонка за «золотом». Как ленинградец стал чемпионом мира по мотокроссу | Фото Максима БЛОХИНА и Николая НАУМЕНКОВА/ТАСС

Фото Максима БЛОХИНА и Николая НАУМЕНКОВА/ТАСС

На всесоюзных, всероссийских и международных соревнованиях часто побеждали спортсмены нашего города, а чемпионом мира первым из них стал Геннадий Моисеев (на снимке), родившийся в феврале 1948 года в Гатчинском районе Ленинградской области. Поначалу он просто катался на отцовском мопеде, позже стал заниматься в секции Ленинградского дворца пионеров у тренера Кирилла Демянского, первых серьезных успехов добился на юношеском первенстве страны. В 1967 году состоялся дебют в рамках чемпионата мира — 19-летнему гонщику дали «понюхать пороху» на этапе, проходившем в Белгороде. Еще через три года мотокроссмен, защищавший цвета СКА, завоевал первое золото на чемпионате страны в классе 250 куб. см, чемпионом мира он стал в 1974 году.

По регламенту, в зачет тогда шли 12 лучших результатов из 22 заездов. Моисеев, выступавший на машине австрийской фирмы КТМ, и его основной соперник чех Ярослав Фальта на чешском «Чезете» почти пять месяцев вели острейшую борьбу между собой, оставляя в тени других звезд мотокросса. Перед заключительным, одиннадцатым, этапом 25 августа в Волене (Швейцария) наш спортсмен лидировал (145:129), и в двух заездах для общего успеха требовалось хотя бы раз быть вторым. Перед Фальтой задача стояла более сложная: в одной гонке победить, в другой — войти в призеры.

В первом заезде у мотоцикла Моисеева заклинило амортизаторы, и ему пришлось сойти с трассы, чех финишировал третьим. Завал и дефекты двигателя во втором заезде вновь вынудили нашего лидера выключиться из борьбы, а Фальта пришел на финиш первым и, радуясь чемпионству, обливал шампанским тренера и своих механиков. Однако чемпионом он пробыл только полчаса. Советская команда опротестовала преждевременный старт соперника во второй гонке. Фальстарт Фальты зафиксировали фотографы и телевидение, снимавшее соревнования даже с вертолета. Специальное жюри заседало четыре часа и согласилось с тем, что чех нарушил правила. Теперь уже Геннадий мог принимать поздравления, однако в свою очередь встречный протест подал уже тренер Фальты.

Все должна была решить комиссия по мотокроссу Международной федерации мотоспорта на осеннем конгрессе в Сан-Марино. 19 октября она объявила: чемпион мира 1974 года по мотокроссу в классе 250 куб. см — Геннадий Моисеев. Фальта, отставший от набравшего 145 очков победителя, занял второе место (139 очков). Отметим, что чехословацкая сторона, к неудовольствию главных действующих лиц — спортсмена и тренера, отозвала протест еще до конгресса. Позднее в Чехии вышла книга «Украденный титул», написанная сыном механика, работавшего в команде Фальты. Сторонники Ярослава провозгласили его «чемпионом мира без короны». Моисеев ответил злым языкам непосредственно на трассе, став чемпионом мира еще дважды — в 1977 и 1978 годах. Кроме того, он победил в командных чемпионатах мира по мотокроссу «Кросс наций» (в 1978-м, 500 куб. см) и «Трофей наций» (в 1979-м, 250 куб. см).

За чемпионский титул 1974-го австрийская компания КТМ подарила ленинградскому мотогонщику автомобиль «Мерседес». Разрешение ввезти его в СССР принималось на самом высоком уровне, машина такой марки была в то время в Ленинграде только у одного ответственного партийного работника. Когда в мае 2019-го в Австрии, в городе Маттигхофене, где располагается штаб-квартира КТМ, открылся музей компании, одним из главных экспонатов стал мотоцикл Моисеева, хранившийся на заводе долгие годы. Рядом с машиной — манекен, одетый в форму этого знаменитого спортсмена.

Награжденный в январе 1977 года орденом Трудового Красного Знамени Моисеев работал тренером сборной команды СССР/России, с 2001-го по 2004-й возглавлял Федерацию мотоциклетного спорта России. Ушел из жизни Геннадий Анатольевич в июле 2017 года.


#мотоспорт #соревнования #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (7078) от 23.12.2021 под заголовком «Уехал на мотоцикле, вернулся на «Мерсе»».


Комментарии