Биатлонистам не хватает дисциплины

Мировой биатлон переживает не самые лучшие времена. Главу Международного союза биатлонистов (IBU) Андерса Бессеберга обвиняют в коррупции, он временно сложил с себя полномочия, пока австрийская полиция ведет расследование. Не повторит ли биатлон в нашей стране судьбу легкой атлетики? Что надо сделать, дабы сборная России вернулась на высший уровень? И каковы ближайшие перспективы представителей Петербурга? Об этом наш корреспондент Сергей ПОДУШКИН беседует с двукратным олимпийским чемпионом президентом федерации биатлона Санкт-Петербурга Дмитрием ВАСИЛЬЕВЫМ.

Биатлонистам не хватает дисциплины | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

- Дмитрий Владимирович, многие считают нынешний скандал вокруг IBU ударом не только по Бессебергу и его сподвижникам, но и по России. Согласны?

- Происходящее можно назвать артподготовкой к сентябрьскому конгрессу Международного союза биатлонистов. Так пытаются заявить о себе силы, которые претендуют на президентский пост в IBU. В частности, североамериканские федерации, но не только. Назовем их младореформаторами. Но, считаю, у них нет шансов на победу, поскольку биатлонная семья при всех порой непростых внутренних взаимоотношениях дружная. Последнее слово остается за теми, кто создавал и развивал биатлон, а не за сторонниками революций. Уверен, вменяемые федерации объединятся и дадут отпор.

- Пять лет назад по похожему сценарию с подключением полицейского расследования произошел переворот в Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), последствия которого в России ощущают до сих пор. Наши атлеты вот уже два с лишним года если и выступают на международных стартах, то под нейтральным флагом. В биатлоне такое невозможно?

- В легкой атлетике куда больше стран, национальных федераций, да и история создания IAAF совсем другая. Биатлон же создавали Норвегия и СССР, отсюда их вес и статус в международном движении. Хотя понятно, что надо учитывать международную обстановку. Россию пытаются дискредитировать во всех областях, в том числе в спорте. С легкой атлетикой получилось, но в биатлоне у нашей страны гораздо больше сторонников, чем противников. С этим даже никто не спорит. Поэтому мы постараемся не допустить ошибок, а сделать так, чтобы к управлению IBU пришли лояльно относящиеся к нам представители традиционных биатлонных стран.

- Недавно Бессеберг назвал своим возможным преемником легенду биатлона Оле-Эйнара Бьорндалена. Как бы отнеслись вы к Бьорндалену-президенту?

- У меня хорошие отношения с Оле-Эйнаром. Конечно, мы не друзья, но общаемся нормально. Уважаю его как великого спортсмена, ставлю в один ряд с Майклом Фелпсом и Усэйном Болтом. Но этого недостаточно для управления. Великие спортсмены необязательно становятся классными тренерами, а тем более функционерами. Поэтому я категорически против того, чтобы Бьорндален «с листа» стал главой IBU. Есть немало людей опытных, сдержанных, имеющих нейтральную позицию. Что же касается Оле-Эйнара, то ему, само собой, можно предложить какой-то пост в структуре IBU. Чтобы набрался опыта, а заодно и понял - нравится ли ему быть управленцем или нет.

- В нашей стране выборы главы Союза биатлонистов России пройдут еще раньше. Нынешний президент Александр Кравцов покидает свой пост, а среди главных претендентов фигурируют фамилии двух известных в прошлом стреляющих лыжников - петербуржца Владимира Драчева и Виктора Майгурова...

- Считаю, будет здорово, если СБР возглавит именно биатлонист. А у кого наибольшие шансы выиграть выборы, пока сказать сложно... До конференции еще целый месяц, новая информация поступает каждый день.

- Но очевидно, что перемены в любом случае назрели. Согласны, что сезон для сборной получился провальным?

- У меня двоякие чувства. Конечно, неудовлетворенность колоссальная. Но все же россияне выигрывали этапы Кубка мира, занимали призовые места. Да, впервые в истории олимпиад мы остались без «золота» и даже вообще без наград, но этот антирекорд установлен все же не по нашей вине - сильных спортсменов просто не пустили в Пхенчхан. Другое дело, команда к Играм-2018 в целом подходила неготовой. Считаю, что за эти годы, особенно в последнем сезоне, сборная очень сильно разложилась в плане дисциплины. Это колоссальный резерв, на который необходимо обратить внимание будущему президенту СБР.

- А в чем причина таких проблем с дисциплиной? Тренеры национальной команды вели себя излишне демократично?

- Вы фактически сами ответили на этот вопрос. Моя твердая позиция - в спорте не должно быть никакой демократии. Только авторитаризм со стороны тренера. Наставник должен указывать, как тренироваться, что делать, а от чего отказываться. Как только спортсмен начинает с ним спорить, полемизировать, надо сразу уходить на самоподготовку. Ведь когда хвост виляет собакой, ничего хорошего не получается.

- Петербурженка Екатерина Юрлова провела первый полноценный сезон после декретного отпуска и стала лучшей в нашей сборной. Собирается ли она продолжать карьеру?

- Если проследить динамику ее результатов до Олимпиады, то они постоянно шли в гору. У Екатерины были хорошие шансы завоевать в Пхенчхане медаль, в том числе и в личных дисциплинах. Но ее туда не пустили. По поводу завершения Юрловой карьеры мне ничего не известно, я уверен, что Катя продолжит заниматься биатлоном. Как долго? Тут как сама решит. Но сейчас у нее есть чувство неудовлетворенности и мотивация добиться успеха.

- Олимпийский чемпион Дмитрий Малышко в прошлое межсезонье был выведен из сборной России, однако сумел в нее вернуться. Можно ли говорить о возрождении нашего именитого земляка?

- Прежде всего Дмитрий здорово изменился в лучшую сторону. Поменялось его отношение к работе, он заряжен на результаты, готов выступать и доказывать свою силу. Это не может не импонировать. Работа с тренером Анатолием Хованцевым принесла свои плоды. И если она продолжится, то мы вполне можем вновь увидеть Малышко в элите мирового биатлона.

- Но если он войдет в состав сборной, то тогда должен будет тренироваться по другим тренировочным планам?

- Если Хованцев войдет в обновленный тренерский штаб, то проблем не возникнет. Если же нет, то выбор за Малышко - готовиться самостоятельно с Хованцевым или в составе национальной команды. Главное, принять решение и не менять коней на переправе.

- Еще один представитель Петербурга Алексей Слепов здорово смотрелся на Кубке IBU, однако на Кубке мира мы его так и не увидели. Парня не зажимали?

- Нет, все было объективно. К тому же он по спортивному принципу попадал на заключительный этап Кубка планеты в Тюмень. Но из-за неправильно донесенной информации обиделся и отказался в нем участвовать. Хотя сделал этим хуже только себе. Посмотрим, как Алексей проведет следующий сезон - заканчивать он, по моей информации, не собирается. И правильно, ведь ногами он в конце сезона смотрелся очень здорово.

- В сборной города с недавних пор появился очень талантливый молодой биатлонист - 21-летний Василий Томшин. Как уроженец Серова Свердловской области попал в Петербург?

- Федерация биатлона Петербурга динамично развивается, об этом знают во всей стране. Поэтому спортсмены вместе с тренерами периодически просят принять их на определенных условиях. Так было и с Томшиным и его наставником Сергеем Ивановичем Идиновым. Они обратились, мы поддержали. Около года они живут и тренируются в Петербурге, ни на что не жалуются. Делаем все, чтобы они со временем стали петербуржцами, обзавелись здесь жильем. Парень перспективный, стал в минувшем сезоне двукратным чемпионом мира среди юниоров. Главное, сохранить этот позитивный импульс. Считаю, что молодых ребят и девчонок, проявивших себя среди юниоров, надо брать в основу национальной команды. Они способны быстро добиться прогресса.

#Дмитрий Васильев #биатлон #интервью

Комментарии