«Некондицию» реестр не принимает

Хорошо то, что стандартно. И в первую очередь для чиновников. Он - чиновник - очень не любит все нестандартное, потому что не знает, что с ним делать. И чрезвычайно боится, что сделает что-нибудь такое, чего не одобрит высшее начальство. А потому предпочитает вообще ничего не делать. Этот научный факт опытным путем проверен на жителях дома № 3 по улице Жени Егоровой в Выборгском районе.

«Некондицию» реестр не принимает | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Здесь нестандартно все. Начать с того, что сам дом стал обычным жилфондом лишь в конце 90-х годов ушедшего столетия. А до того числился он 12-этажной общагой, в которой не было квартир, а были блоки на 5 и на 6 двенадцатиметровых комнатушек. На два блока - одна кухня. Типовой проект. В 1980-х годах такие общежития в изобилии строились в «спальных» районах Ленинграда.

Наступила новая эпоха, общаги получили статус обычного городского жилья. И тут же встал вопрос: что именно считать в них единицей жилья? Обычно это квартира. Вот и к блочным общагам подошли с теми же мерками, «нарубили» их на квартиры - по количеству кухонь. Так уже в начале двухтысячных годов Санкт-Петербург заполучил на свою голову дополнительные тысячи коммуналок: по 12 одинаковых комнаток на одну кухню. Практически не расселяемое жилье! А когда на технические, на конструктивные особенности накладываются еще и юридические, складывается и вовсе аховая ситуация.

Жила-была в такой квартире в вышеозначенном доме на улице Жени Егоровой семья Расуловых: муж, жена и два ребенка. Жила в одной комнатке. Вся, в полном составе. Стояла на очереди на улучшение условий и все ходила и ходила по инстанциям. И вот - выходила. В 2009 году районные власти позволили нанимателям Расуловым увеличить свою жилплощадь за счет общего холла, имеющегося перед лифтом на каждом этаже общаги. Буквально: гражданам разрешили построить в холле стенку, тем самым увеличить площадь квартиры-блока и на полученных таким образом дополнительных метрах соорудить себе еще одну комнатку.

- Мы тогда только порадовались за соседей, - рассказала жительница той же квартиры Вера Калинина. - Очень уж тесно им было. Детей было жалко. Правда, разрешение на перепланировку им дали с тем условием, что семья будет снята с очереди. Во всяком случае именно так это тогда прозвучало.

В июне 2009 года санкционированная переделка была принята районными властями в эксплуатацию со всеми положенными формальностями. Собственник - в данном случае город в лице жилищного агентства Выборгского района - даже побеспокоился о том, чтобы как полагается учесть перепланировку в кадастре: мол, была коммунальная квартира 212,4 «квадрата», а стала - 249,7.

Прошли годы. О перепланировке все забыли. Уже казалось, что стенка в холле была всегда. О ней и говорить-то перестали. Больше обсуждали безрадостные события в семье Расуловых: мол, дети выросли, и развалилась семья. Расулова-мама, которая получала разрешение на перепланировку, куда-то уехала, а в комнатах воцарился Расулов-папа. Давние события вспомнились лишь в 2015 году, когда обитатели соседних комнат созрели до решения самим как-то выбираться из коммуналки: подбирать варианты, брать кредиты, продавать имеющуюся собственность (солидное название крохотных комнатушек в общаге)...

- Выяснилось, что администрация внесла изменения в кадастровый план, а в едином реестре прав собственности после изменений площади квартира не зарегистрирована, - рассказали обитатели квартиры. - Мы решили самостоятельно привести дела в порядок. И получили от Росреестра оглушительный отказ.

Перепланировка, которая затрагивает общее имущество собственников в доме, должна быть санкционирована ими. Без протокола общего собрания собственников бывшей общаги производить строительные манипуляции в общем холле было нельзя. Это положение прописано в статье 40 Жилищного кодекса. Похоже, районная администрация в 2009 году то ли забыла, то ли вовсе ничего не знала об этом требовании законодательства.

- Мы с соседями, разумеется, пошли в администрацию, - рассказывает Вера Калинина. - Нам порекомендовали самим провести общее собрание собственников дома и оформить необходимый протокол... Вот так - запросто! Мы из кожи выпрыгнули, но провели. Получили 54 процента голосов за нашу перепланировку... В Росреестре снова - отказ. Выяснилось, что «за» должны высказаться 100 процентов собственников... Мы столько сил отдали организации собрания, поиску собственников, многие из которых живут по другим адресам!.. Найти и убедить всех без исключения мы просто не сможем. Руки опускаются.

Вера Михайловна и другие обитатели квартиры тем не менее предпринимали все новые и новые попытки решить проблему. Ориентируясь при этом на советы администрации Выборгского района: ее юристов и специалистов, госсоветников каких-то там классов и начальников аппаратов.

К примеру, после совета провести собрание и узаконить перепланировку специалисты жилищного отдела районной администрации порекомендовали попытаться произвести противоположное действие. А именно: подать в суд иск на саму районную администрацию и папу-Расулова о приведении помещения в первоначальное состояние. Пояснили, что без такого решения администрация (то есть они сами) не сможет ничего сделать. Граждане выполнили рекомендацию - пошли в суд. И проиграли.

Замглавы Выборгского района Александр Курбатов, объясняя, как выглядит ситуация из административного кресла, отметил, что суд отказал истцам по причине истечения срока исковой давности. Ведь уже «минуло три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В данном случае пропущен срок на обжалование решения МВК о согласовании перепланировки». В общем, почему они не поймали нас за руку, когда мы в 2009 году соблюли не все формальности?

Больше того, Александр Владимирович попенял гражданам, мол, инспекторы жилищного отдела райадминистрации неоднократно проводили беседы с обитателями злополучной квартиры о возможных вариантах решения вопроса. В словах чиновника слышится бесконечная усталость от бестолковости этих граждан: говоришь-говоришь им, ну ничего понять не могут.

В конце сентября Курбатов дал новую вводную: по его словам, теперь обиженные собственники должны сами подать иск на Росреестр и по решению суда заставить его зарегистрировать право собственности на квартиру, увеличившуюся в размерах. Размышляя о сложившейся ситуации и давая советы, замглавы как-то все время забывает, что администрация была и продолжает оставаться собственником того куска «общажного» холла, который превращен в жилую комнату, по ее же - администрации - решению и разрешению. (Уж простите за назойливое напоминание.)

Правда, к тому времени Калинина со товарищи уже перестали слушать советы районной власти и обратились в другие инстанции. Увы, инстанции, похоже, тоже не знают, что еще ответить. Так, из Жилищной инспекции раздался совет... привести холл и квартиру в исходное состояние, так как не имеется решения общего собрания... Впрочем, этот совет был адресован уже не гражданам, а администрации Выборгского района: Жилинспекция рекомендовала ей отменить свое согласование восьмилетней давности. Неизвестно, знал ли об этом Курбатов, когда говорил о возможном иске к Росреестру.

- А не хотят ли они сами хоть что-то сделать, чтобы исправить то, что сами же и наворотили? - задались наконец вопросом обитатели квартиры.

Они уже давно не скрывают ни раздражения, ни отчаяния. У одной семьи сорвалась покупка жилья. У другой - нарастают проценты по кредиту, который давно уже мог быть выплачен... А главное - никакого просвета впереди, никакой надежды на помощь от тех, кто считается властью, от кого люди вправе ждать... нет, не чуда, хотя бы юридической грамотности, хотя бы реалистичного подхода.

Ведь нельзя же, согласитесь, считать помощью рекомендацию отменить согласование на перепланировку. Что это может означать? Что семью Расуловых вновь поставят на городскую очередь на улучшение жилья? Как же все это похоже на попытку прокрутить обратно фарш восьмилетней давности. Или на желание отмахнуться от необходимости разбираться в нестандартной ситуации.

Читайте также по теме ранее:

#перепланировка #Госреестр #общежитие

Комментарии