Мегаполис возвращается к морю

На протяжении XVIII - XIX веков Петербург был не просто столицей у моря - вода определяла характер жизни горожан, экономику и торговлю нового центра России. Даже первый общественный транспорт Петербурга - лодки для переправы на другой берег Невы - появился на воде. В ХХ веке выходы к Неве и Финскому заливу заняли верфи, заводы и фабрики. К ним протянулась паутина подъездных путей. Промзоны, таким образом, надолго закрыли для горожан берега Васильевского, Гутуевского и Канонерского островов, и даже выход к заливу у небольшой грузовой станции Пущино оброс корпусами Путиловского завода. В наши дни, похоже, архитекторы решили исправить ошибки своих предшественников и открыть море городу.

Мегаполис возвращается к морю | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

С Кожевенной и Осло видно

Этой осенью на Неделе северных стран в Петербурге сравнивали российский и скандинавский опыт реновации морских берегов крупных городов. Урбанистическая выставка-исследование Waterfront прошла в креативном пространстве культурно-делового центра «Порт Севкабель» на Васильевском острове.

«Петербург - город у воды, в котором прогулки по рекам и каналам входят в первоочередной список туристических достопримечательностей, - подчеркнул куратор проекта историк искусств Дмитрий Пиликин. - Но Петербург еще и морской порт, однако увидеть море здесь довольно сложно. Краснокирпичная линия индустриальных зон пунктиром охватывает исторический центр».

Тенденция, типичная для приморских городов Европы, - строительство общественных пространств с пешеходными зонами. В Осло, Копенгагене и Стокгольме огораживают городские акватории, организовывая открытые общедоступные бассейны. Еще один пример «социализации» - право катерам и яхтам приставать к частным пристаням и даже островам.

Как объяснила разработчик проектов архитектурной компании HAV eiendom Биргитте Ос Гордер (Норвегия), в Осло за последние десятилетия изменилась специализация порта. Судов в него приходит меньше, но их размер растет. Сейчас в столице северного королевства уже фактически выстроен новый порт. Потребовались рекультивация земель, подъем грунта (отсыпали 0,5 м песка), проложили новую канализацию.

Для оживления территории старого порта выстроили набережную для прогулок - как говорят в Европе, променад. За государственный счет был построен платный тоннель для машин, чтобы автомобильный и пешеходный потоки не пересекались. Скандинавы, вообще-то говоря, основной ролью государства видят именно создание инфраструктуры и некоммерческих объектов. Поэтому облагороженная набережная не только красивый променад, но и место расположения музея искусства и оперного театра, выстроенного в форме снежной горы. Частными инвесторами строится много новых зданий, немало из них уже готовы. Специальных налоговых льгот нет, но используется и близкий к петербургскому вариант помощи - подготовленные к освоению территории.

Богатые потеснятся

Как сообщил сотрудник департамента окружающей среды Копенгагена Ларс Анкер, порт датской столицы похож на своих собратьев в Осло и Петербурге. «Мы хотели бы большей активности у воды, видеть здесь не только богатых людей. Променады у воды у нас создаются путем совместных вложений государства и частного капитала», - пояснил он.

На презентации Анкер представил фото трех открытых бассейнов. Они оборудованы спасательными станциями, а также датчиками по контролю чистоты воды. Копенгаген пронизывает сеть каналов, где любители могут свободно плавать на байдарках и каноэ. Набережные, по мнению датских зодчих, должны быть пространством, где людям удобно, а вода помогает восстановить силы. «Мы перестраиваем индустриальные объекты гавани Копенгагена в общественные пространства», - обрисовал идею Ларс Анкер.

Тему продолжила архитектор, сотрудник сектора окружающей среды администрации Хельсинки Мери Лоуекари. В столице Финляндии все дома отстоят от водного фронта не далее чем на 10 км, и в городской черте 300 островов. В Хельсинки развивается сеть велодорожек, есть удачный опыт застройки старых промышленных зданий. Все это давно изучили петербуржцы, приезжая в столицу страны Суоми на отдых или по работе.

Очень интересный доклад о проекте развития жилого микрорайона на месте Королевского морского порта Стокгольма прочел начальник отдела развития комитета по благоустройству и развитию городской среды администрации Стокгольма Стаффан Лоренц. Инвестиции в этот гигантский по шведским масштабам проект составят 21 миллиард крон, участвуют в нем пятьдесят девелоперских компаний.

«Мы настаиваем, чтобы жилье строилось одновременно с другими объектами, создающими городскую среду, например, рабочими местами, прогулочными зонами, скверами, теми же бассейнами», - резюмировал чиновник. Парковок там, кстати, будет мало - 1 машино-место на 2 квартиры. Выдавливание «железных коней» из мегаполисов путем поднятия стоимости содержания авто - неизбежная тенденция.

Немного грустно, что Петербург в этой семье был представлен лишь презентацией проекта «Город на воде» 2008 года, который, увы, «остался в чертежах».

Заманчивые дали

Как это ни странно, несмотря на отсутствие ярких концепций освоения водной глади, именно Петербург способен дать архитекторам богатую почву для реализации их замыслов. Уже сейчас помимо Морского фасада и окрестностей Кожевенной линии на Васильевском острове в кандидаты на променад и общественное пространство может выйти коса Канонерского острова, которую городские власти стремятся облагородить уже не одно десятилетие.

Еще один кандидат - перспективная морская набережная с пляжем на юго-западе Петербурга, в микрорайоне «Балтийская жемчужина». Дикий пляж там уже есть, потому что залив в этом месте не цветет. Но судьба променада здесь всецело зависит не только от городских властей, но и от инвесторов, заинтересованных в строительстве жилья бизнес-класса с видом на море.

Недавно таким видом обзавелись жители домов на проспекте Героев. Есть там даже зачатки будущей набережной, только без пляжа. Учитывая быстрый рост новостроек в Красносельском районе, эти места общественного отдыха будут востребованы.

Вот только не повторят ли они судьбу Парка 300-летия Петербурга, превратившегося из уютного уголка Приморского района в зону массовых гуляний и застройки. Речь не идет о ремонте набережной парка, хотя он давно назрел. Не исключено, что некоторые участки парка утратят рекреационную функцию и получат другую - например спортивную.

Читайте также по теме ранее:

#доступ к морю #городское пространство #затраты

Комментарии