Мегаполис возвращается к морю

На протяжении XVIII - XIX веков Петербург был не просто столицей у моря - вода определяла характер жизни горожан, экономику и торговлю нового центра России. Даже первый общественный транспорт Петербурга - лодки для переправы на другой берег Невы - появился на воде. В ХХ веке выходы к Неве и Финскому заливу заняли верфи, заводы и фабрики. К ним протянулась паутина подъездных путей. Промзоны, таким образом, надолго закрыли для горожан берега Васильевского, Гутуевского и Канонерского островов, и даже выход к заливу у небольшой грузовой станции Пущино оброс корпусами Путиловского завода. В наши дни, похоже, архитекторы решили исправить ошибки своих предшественников и открыть море городу.

Мегаполис возвращается к морю | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

С Кожевенной и Осло видно

Этой осенью на Неделе северных стран в Петербурге сравнивали российский и скандинавский опыт реновации морских берегов крупных городов. Урбанистическая выставка-исследование Waterfront прошла в креативном пространстве культурно-делового центра «Порт Севкабель» на Васильевском острове.

«Петербург - город у воды, в котором прогулки по рекам и каналам входят в первоочередной список туристических достопримечательностей, - подчеркнул куратор проекта историк искусств Дмитрий Пиликин. - Но Петербург еще и морской порт, однако увидеть море здесь довольно сложно. Краснокирпичная линия индустриальных зон пунктиром охватывает исторический центр».

Тенденция, типичная для приморских городов Европы, - строительство общественных пространств с пешеходными зонами. В Осло, Копенгагене и Стокгольме огораживают городские акватории, организовывая открытые общедоступные бассейны. Еще один пример «социализации» - право катерам и яхтам приставать к частным пристаням и даже островам.

Как объяснила разработчик проектов архитектурной компании HAV eiendom Биргитте Ос Гордер (Норвегия), в Осло за последние десятилетия изменилась специализация порта. Судов в него приходит меньше, но их размер растет. Сейчас в столице северного королевства уже фактически выстроен новый порт. Потребовались рекультивация земель, подъем грунта (отсыпали 0,5 м песка), проложили новую канализацию.

Для оживления территории старого порта выстроили набережную для прогулок - как говорят в Европе, променад. За государственный счет был построен платный тоннель для машин, чтобы автомобильный и пешеходный потоки не пересекались. Скандинавы, вообще-то говоря, основной ролью государства видят именно создание инфраструктуры и некоммерческих объектов. Поэтому облагороженная набережная не только красивый променад, но и место расположения музея искусства и оперного театра, выстроенного в форме снежной горы. Частными инвесторами строится много новых зданий, немало из них уже готовы. Специальных налоговых льгот нет, но используется и близкий к петербургскому вариант помощи - подготовленные к освоению территории.

Богатые потеснятся

Как сообщил сотрудник департамента окружающей среды Копенгагена Ларс Анкер, порт датской столицы похож на своих собратьев в Осло и Петербурге. «Мы хотели бы большей активности у воды, видеть здесь не только богатых людей. Променады у воды у нас создаются путем совместных вложений государства и частного капитала», - пояснил он.

На презентации Анкер представил фото трех открытых бассейнов. Они оборудованы спасательными станциями, а также датчиками по контролю чистоты воды. Копенгаген пронизывает сеть каналов, где любители могут свободно плавать на байдарках и каноэ. Набережные, по мнению датских зодчих, должны быть пространством, где людям удобно, а вода помогает восстановить силы. «Мы перестраиваем индустриальные объекты гавани Копенгагена в общественные пространства», - обрисовал идею Ларс Анкер.

Тему продолжила архитектор, сотрудник сектора окружающей среды администрации Хельсинки Мери Лоуекари. В столице Финляндии все дома отстоят от водного фронта не далее чем на 10 км, и в городской черте 300 островов. В Хельсинки развивается сеть велодорожек, есть удачный опыт застройки старых промышленных зданий. Все это давно изучили петербуржцы, приезжая в столицу страны Суоми на отдых или по работе.

Очень интересный доклад о проекте развития жилого микрорайона на месте Королевского морского порта Стокгольма прочел начальник отдела развития комитета по благоустройству и развитию городской среды администрации Стокгольма Стаффан Лоренц. Инвестиции в этот гигантский по шведским масштабам проект составят 21 миллиард крон, участвуют в нем пятьдесят девелоперских компаний.

«Мы настаиваем, чтобы жилье строилось одновременно с другими объектами, создающими городскую среду, например, рабочими местами, прогулочными зонами, скверами, теми же бассейнами», - резюмировал чиновник. Парковок там, кстати, будет мало - 1 машино-место на 2 квартиры. Выдавливание «железных коней» из мегаполисов путем поднятия стоимости содержания авто - неизбежная тенденция.

Немного грустно, что Петербург в этой семье был представлен лишь презентацией проекта «Город на воде» 2008 года, который, увы, «остался в чертежах».

Заманчивые дали

Как это ни странно, несмотря на отсутствие ярких концепций освоения водной глади, именно Петербург способен дать архитекторам богатую почву для реализации их замыслов. Уже сейчас помимо Морского фасада и окрестностей Кожевенной линии на Васильевском острове в кандидаты на променад и общественное пространство может выйти коса Канонерского острова, которую городские власти стремятся облагородить уже не одно десятилетие.

Еще один кандидат - перспективная морская набережная с пляжем на юго-западе Петербурга, в микрорайоне «Балтийская жемчужина». Дикий пляж там уже есть, потому что залив в этом месте не цветет. Но судьба променада здесь всецело зависит не только от городских властей, но и от инвесторов, заинтересованных в строительстве жилья бизнес-класса с видом на море.

Недавно таким видом обзавелись жители домов на проспекте Героев. Есть там даже зачатки будущей набережной, только без пляжа. Учитывая быстрый рост новостроек в Красносельском районе, эти места общественного отдыха будут востребованы.

Вот только не повторят ли они судьбу Парка 300-летия Петербурга, превратившегося из уютного уголка Приморского района в зону массовых гуляний и застройки. Речь не идет о ремонте набережной парка, хотя он давно назрел. Не исключено, что некоторые участки парка утратят рекреационную функцию и получат другую - например спортивную.

Читайте также по теме ранее:

#доступ к морю #городское пространство #затраты

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Новое поражение ЛенСпецСМУ в суде
30 Октября 2017

Новое поражение ЛенСпецСМУ в суде

Как сообщил читатель газеты Евгений Самойленко, эта история имеет продолжение. Владельцы соседних машиномест пошли по проторенной дорожке - два или три подобных иска уже лежат в суде.

Дорогое удовольствие
23 Мая 2017

Дорогое удовольствие

Усадьбу в Шуваловском парке ждет смена владельца

Выше, шире, дороже
23 Мая 2017

Выше, шире, дороже

Как спортивные объекты меняют облик Петербурга

 Счастье в телескопе
02 Мая 2017

Счастье в телескопе

К северу от перекрестка Пулковского и Волхонского шоссе развернулась стройка первых зданий крупного жилого микрорайона. Многоквартирные дома возводят по соседству с Пулковской обсерваторией...

Усть-Славянка в ожидании «транспортного коллапса»
14 Марта 2017

Усть-Славянка в ожидании «транспортного коллапса»

В Усть-Славянке готовятся ввести в эксплуатацию первые жилые новостройки. Между тем транспортные проблемы этой территории далеки от решения: проект расширения единственного выезда в сторону Петербург...

Новоселу - мирный атом
25 Января 2017

Новоселу - мирный атом

На Октябрьской набережной работает... ядерный реактор - экспериментальная установка расположена прямо посреди городской застройки. И если раньше ее окружали заводы, то сейчас тут растут жилые дома...

Суду дали отмашку
26 Декабря 2016

Суду дали отмашку

Выдано разрешение на строительство зданий Верховного суда на месте бывшего института прикладной химии на проспекте Добролюбова, 14. Высота главного корпуса достигнет 8 этажей, что беспокоит градозащи...

«ЛенСпецСМУ» перед судом
14 Сентября 2016

«ЛенСпецСМУ» перед судом

А ведь хороший он человек – петербургский предприниматель Вячеслав Адамович Заренков. И хозяин, можно не сомневаться, рачительный. И времени зря не теряет. Потому как потерянное время – это недополуче...