Вьетнамский путь

Успешно проведенный недавно в Дананге саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) усилил всеобщий международный интерес к стране — хозяйке форума — Вьетнаму.

Вьетнамский путь |

Плоды «рыночного социализма»

Тридцать лет назад под влиянием перестройки в Советском Союзе во Вьетнаме был взят курс на обновление. Де-юре руководство республики и сегодня реализует этот внутриполитический курс. Результаты такой политики налицо. Если в середине 1980-х гг. Вьетнам относился к одной из самых бедных стран Азии, то сегодня мы вправе говорить об «азиатском драконе» с социалистической спецификой.

Политика обновления в итоге привела к переходу страны на модель социалистической рыночной экономики — с сохранением командных высот за государством в стратегических отраслях промышленности и одновременно внедрением в народное хозяйство принципов конкуренции и открытости. Это проявляется в повышении наукоемкости производства, продолжении реформы управления народного хозяйства, снижении государственных расходов, увеличении интеграции страны в мировую экономику, превращении электроэнергетики, судостроения, нефте- и газопереработки, сельскохозяйственного машиностроения и туризма в ведущие отрасли экономики.

Социальный и экономический рывок Вьетнама за последние десятилетия и в самом деле впечатляет. В 93-миллионной стране уровень продолжительности жизни возрос до 75 лет у женщин и 70 лет у мужчин. Официальная безработица — менее 2,5% населения, а уровень бедности сократился до 14%. Валовый внутренний продукт на душу населения за годы реформ вырос в шесть раз, составляя ныне чуть более 3 тысяч долларов.

Последние годы вьетнамская экономика демонстрирует хорошие темпы роста, с 2015 г., например, она ни разу не поднималась менее чем на 6% ВВП в год. При этом особенно быстро развиваются промышленные отрасли (текстильное производство, электроника, фармацевтика). Конечно, у Вьетнама имеются определенные проблемы — хрупкая финансовая система, повышенный дефицит общественного бюджета, значительный государственный долг. Однако все это компенсируется низкой инфляцией, улучшением инвестиционного климата страны, доступностью кредитов для малых и средних предприятий, а также совершенствованием социальной инфраструктуры. Рыночный социализм, конечно, далеко не идеален, но пример Китая и Вьетнама свидетельствует, что эта общественная модель может быть вполне эффективной и состоятельной.

Страна под красными знаменами

В общественно-политическом же плане страна остается верна прежним идеям. Напомню, что официальное название этого азиатского государства звучит как Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) и, согласно действующей с 1992 г. Конституции, руководящая роль во вьетнамском обществе принадлежит Коммунистической партии (КПВ), численность которой оценивается сегодня примерно в 4,5 млн членов.

Вот уже более 30 лет, после самороспуска социалистической и демократической партий, в СРВ существует однопартийная система. Компартия и ее дочерние организации (а во Вьетнаме действуют массовые пионерская и комсомольская организации) пронизывают все сферы вьетнамского общества, КПВ руководит деятельностью отечественного фронта Вьетнама и профсоюзов. В 500-местном национальном собрании страны 475 депутатских мандатов принадлежат компартии.

Естественно, все ключевые посты в государственном аппарате занимают члены руководящих органов КПВ. Так, президент СРВ Чан Дай Куанг и премьер-министр Нгуен Суан Фук входят одновременно в состав политбюро компартии. Но реально «человеком номер один» в «коммунистическом ареопаге» социалистической республики является все же генеральный секретарь партии 73-летний Нгуен Фу Чонг.

Россиянам, помнящим советские времена не по научным монографиям и кинофильмам современной эпохи, хорошо понятна система «партии-государства» КПВ: съезд партии — центральный комитет — политбюро. В то же время важную роль играют такие инстанции, как центральная военная комиссия (по аналогии с компартией Китая ее возглавляет генсек) и центральный теоретический совет. Эксперты по СРВ подчеркивают, что партийные органы, как и во времена создателя «демократического Вьетнама» Хо Ши Мина, имеют огромное влияние в вооруженных силах, полиции и структурах национальной безопасности.

Конституция СРВ исходит из того, что Вьетнам является «государством рабочих, крестьян и интеллигентов», а КПВ претендует на то, чтобы защищать «интересы всего народа», хотя в программе и уставе компартии говорится, что в основе национального общества «лежит союз рабочих и крестьян». Марксизм-ленинизм остается знаменем вьетнамских коммунистов и базой партийной идеологии, а КПВ играет важную роль в международных совещаниях коммунистических и рабочих партий, развивая отношения с компартиями по всему миру. В каждом крупном вьетнамском городе можно встретить памятники Ленину, а столетие Октябрьской революции отмечалось в СРВ на официальном уровне.

Государство-друг

Некогда в конституции страны имелась статья, в которой говорилось о вечной и нерушимой дружбе Вьетнама и Советского Союза. СССР был главным союзником марксистского режима Ханоя в годы героической борьбы против американской агрессии. Без комплексной и масштабной поддержки Москвы вьетнамские коммунисты вряд ли смогли бы одержать победу, добиться позорного ухода американцев и объединить на своих принципах страну в 1970-е гг. Многие десятилетия Советский Союз являлся главным политическим союзником и экономическим партнером этого государства.

Современные отношения между Россией и Вьетнамом базируются на Договоре об основах дружественных отношений (1994 г.), Декларации о стратегическом партнерстве от 2001 г. и Совместном заявлении о всеобъемлющем стратегическом партнерстве (2012 г.). Как и в прошлом, по многим вопросам мировой политики Москва и Ханой, выступающие за многополярность на планете, имеют схожие позиции и оценки.

Традиционно важную роль в двухсторонних отношениях играет военно-техническое сотрудничество. Для обороноспособности СРВ, как и раньше, важны российские поставки для национальных военно-воздушных и военно-морских сил, противовоздушной обороны. В наших вузах проходят обучение военные курсанты из Вьетнама.

Правовая база торгово-экономических отношений РФ и СРВ весьма обширна, она насчитывает свыше 50 договоров и соглашений. Уже давно действуют Российско-вьетнамская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Российские инвестиции играют важную роль в развитии вьетнамской энергетики (нефте- и газодобыча, тепло- и гидроэнергетика, атомная сфера), в финансовой сфере действует Вьетнамо-российский банк. В свою очередь на наш рынок из Вьетнама идут изделия легкой промышленности, кофе, овощи, фрукты и рыба.

Как известно, Вьетнам является одной из немногих стран, которые подписали соглашение о свободной торговле с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Создание зоны свободной торговли, о чем договорились в 2016 г., уже приносит вполне осязаемые результаты. Лишь за первые полгода ее существования товарооборот между СРВ и странами ЕАЭС увеличился почти на 30%, экспорт вырос на 22,5, а импорт — более чем на 40%.

Несмотря на то что в СРВ критически оценивают отказ России и других стран постсоветского пространства от социалистической модели общественного строительства, наша страна все равно остается для Вьетнама государством-другом. Как подчеркивает лидер КПВ Нгуен Фу Чонг, «мы всегда считаем Российскую Федерацию одним из самых важных и верных своих партнеров». У дружбы наших стран и народов в ХХ в. было героическое прошлое. Но и будущее российско-вьетнамских отношений выглядит вполне перспективно.

Прагматизм определяет стратегию

Будучи идеологизированным государством, СРВ под руководством компартии продолжает проводить внешнюю политику, ориентированную на «принципы мира, национальной независимости и социального прогресса». Методология левой внешней политики Ханоя проявляется в активности вьетнамской дипломатии в ООН и Движении неприсоединения, поддержании братских отношений с некоторыми другими «коммунистическими» странами, такими как Лаос и Куба.

Но политика обновления сказалась и на внешнеполитической линии Вьетнама, которая стала в XXI столетии более прагматичной. Такая политика привела страну в АСЕАН (в рамках которой Вьетнам сегодня рассматривается как одно из ведущих государств Юго-Восточной Азии) и во Всемирную торговую организацию, Вьетнам достаточно активен и в АТЭС. Тот же прагматизм способствовал и динамичному развитию экономических отношений с США с конца ХХ века. В результате именно Соединенные Штаты стали главным импортером вьетнамской продукции, а прямые американские инвестиции превысили 10 млрд долларов. Во время недавнего пребывания в СРВ на форуме АТЭС Дональд Трамп и члены его администрации подписали с вьетнамскими коллегами контракты на общую сумму 12 млрд долларов.

Некоторые зарубежные левые политики и эксперты были удивлены тем, что Ханой так активно поддержал инициированный прежней американской администрацией проект Транстихоокеанского партнерства, торпедированный в 2017 году Трампом. Но тут нужно учитывать тот факт, что основными экспортерами для СРВ являются как раз соседи по Восточной Азии — прежде всего Китай, а также Южная Корея и Япония. Активная внешнеэкономическая политика в зоне АТР является императивом для Вьетнама.

В отношениях же со своим могучим соседом Поднебесной вьетнамское руководство также пытается проводить прагматичную и эффективную политику. Да, никто не забыл непростые проблемы во вьетнамско-китайских отношениях, уходящие корнями в глубь веков. Территориальные проблемы между СРВ и КНР в Южно-Китайском море не утихают, однако Ханой и Пекин характеризуют свои отношения как «всеобъемлющее стратегическое партнерство и сотрудничество». Делегации Вьетнама и Китая взаимодействуют на международных совещаниях коммунистических и рабочих партий, а споры вокруг Парасельского архипелага и Спратли не мешают двусторонней торговле. Для Вьетнама КНР является самым крупным торгово-экономическим партнером. Товарооборот между двумя восточноазиатскими странами превысил 100 млрд долларов.

В последние годы Вьетнам проявляет все большую внешнеполитическую активность в таких регионах, как Ближний Восток или Латинская Америка. Это говорит о том, что социалистический «азиатский дракон» вполне и не без основания может рассматриваться как региональный лидер.

#Вьетнам #АТЭС #форум

Комментарии