Бескровная коррекция

Сухая канва событий в столице Зимбабве, в девичестве Южной Родезии, - Хараре очень напоминает обыкновенный военный переворот. Сначала удивленные жители столицы увидели в прошедшую среду на своих улицах воинские подразделения, потом в ее предместьях, где давно не было боевых действий, появилась бронетехника, а «на закуску» по местному ТВ выступил генерал и заявил, что военные взяли обстановку под свой контроль.

Бескровная коррекция | Фото Ray Tang via ZUMA Press/ТАСС

Фото Ray Tang via ZUMA Press/ТАСС

Таким образом, даже политически не подкованный обыватель во всем мире понял, что африканская страна вошла в зону «революционной турбулентности». На Западе этому событию не удивились. По их канонам, самый возрастной в мире лидер страны (Мугабе 93 года, а Зимбабве он «рулит» почти 40 лет) должен рано или поздно нарваться на заслуженный переворот. Тем более что, по их меркам, он типичный диктатор.

Справедливости ради следует отметить, что уход Мугабе был неизбежен, хотя он, мягко говоря, не спешил с ним. Более того, собирался вновь баллотироваться на пост президента в следующем году и даже заявлял, что намерен править страной до своего столетия. Характерно, что западные исследователи полагали при этом, что Мугабе имеет отличные шансы победить на выборах главы государства, а возглавляемая им партия ЗАНУ-ПФ может без проблем победить на парламентских выборах. Во властных структурах Зимбабве, естественно, не без участия товарища Мугабе, тем не менее был разработан и план «Преемник». Им должен был стать ветеран борьбы за независимость, бывший телохранитель Мугабе и близкий к военным вице-президент страны, а ранее спикер парламента и министр безопасности Зимбабве Эмерсон Мнангагва по прозвищу Крокодил. Наверное, этот план рано или поздно и осуществился бы, но тут в дело вмешалась нынешняя супруга Мугабе и бывшая его секретарша 52-летняя Грейс. Доподлинно это, конечно, неизвестно, но западные источники настаивают именно на такой версии случившегося в Хараре.

Неожиданно для всех за неделю до переворота президент Мугабе отправил в отставку своего вице и преемника, официально обвинив его в подготовке государственного переворота, причем с «применением колдовства». На его место, как считают в стране, планировалось назначить супругу Мугабе Грейс. К тому же после отставки Мнангагвы, которому спешно пришлось покинуть страну, в правящей партии и госаппарате начались массовые увольнения сторонников опального вице-президента. Такого руководство армии, состоящее в основном из ветеранов борьбы за независимость, стерпеть не смогло. Сначала к Мугабе с ультиматумом обратился главнокомандующий Зимбабве Константино Чивенга. Он предъявил президенту четыре требования: прекратить чистки в правящей партии, отказаться от «безрассудных высказываний» в адрес руководства армии, осудить «контрреволюционные элементы» (читай: Грейс Мугабе) в руководстве страны и предоставить всем членам ЗАНУ-ПФ равные возможности для участия во внеочередном съезде.

Поскольку Мугабе на ультиматум не ответил, его вместе с супругой отправили под домашний арест. Параллельно военные захватили здание государственной телекомпании ZBC, и к народу обратился еще один мятежный генерал Сибусисо Мойо. Он заверил население, что армия выступила не против президента Мугабе, а против «преступников из его окружения», которые «провоцируют сползание страны в экономическую и социальную катастрофу». Генерал также обогатил политологическую науку новым доселе неизвестным термином. По его словам, случившееся в стране не военный переворот, а «бескровная коррекция».

Аналитики высказывают мнение, что «бескровная коррекция» является первым звеном по устранению клана Мугабе от власти в стране. Его острием является Эмерсон Мнангагва, который хотя и находился за границей, но явно корректировал действия зимбабвийских военных. Также специалисты считают, что за всеми этими событиями незримо присутствует тень Китая. Пекин является одним из главных экономических спонсоров африканской страны, многомиллиардные вливания в последние годы в горнодобывающую отрасль, сельское хозяйство, энергетику и строительство, по мысли китайского руководства, не должны пропасть в огне возможной внутриклановой борьбы, которая неизбежно разгорится после ухода Мугабе. Похоже, что в борьбе между Грейс Мугабе и Эмерсоном Мнангагвой Китай выступает на стороне последнего. Косвенным подтверждением этого явился неожиданный визит главы вооруженных сил Зимбабве накануне переворота в Пекин и его встреча с высокопоставленными китайскими чиновниками. Кстати, по сведениям Reuters, мадам Грейс нынче вовсе не сидит под домашним арестом с мужем, а уже давно перелетела в Намибию.

Прогнозировать дальнейшее развитие событий в Зимбабве очень неблагодарное дело. По одной простой причине: если, как считается, Восток дело тонкое, то Африка, без сомнения, дело темное. Мугабе уже в переговорах с местными военными через два дня после ареста отказался уходить в отставку. Более того, военные беспрепятственно отпустили его в прошедшую пятницу на встречу с выпускниками университета Хараре, которую он никогда не пропускал. Все это происходит, как сообщают западные информагентства, на фоне массовых демонстраций в столице, на которых протестующие требуют ухода Мугабе в отставку. Полиция и военные до поры до времени не вмешивались в стихийные шествия, но на подступах к резиденции Мугабе толпу все-таки остановили. Государственный телеканал ZTV сообщил в воскресенье, что в стране создана посредническая миссия между конфликтующими сторонами, которую возглавил католический священник Фиделис Муконори, в нее также входят руководитель министерства информации и глава разведки.

События в стране развиваются непредсказуемо, и чем закончится борьба за власть, пока однозначно сказать никто не может.

#Зимбабве #Мугабе #переворот

Комментарии