Запад и его африканские союзники пока не определились, как им поступить с мятежной страной Нигер

Лидеры военного переворота в Нигере в последние несколько дней были уверены, что отсутствие согласия среди западных противников, поддержка со стороны нескольких соседних стран и волна народной мобилизации внутри страны позволят им сохранить власть на неопределенное будущее.

Запад и его африканские союзники пока не определились, как им поступить с мятежной страной Нигер | ФОТО Nathalie Lays on Unsplash

ФОТО Nathalie Lays on Unsplash

При этом глава переходного правительства страны Али Ламин Зейн по итогам встречи с делегацией религиозных лидеров Нигерии, прибывших с посреднической миссией в Ниамей, заявил, что Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) должно снять введенные против Нигера санкции. «Это важная встреча, которая нацелена на сближение двух стран… религиозные лидеры передали послание президента Нигерии главе Нигера, который поручил им разъяснить все, что мы хотели бы увидеть в ближайшие дни. Речь идет об отмене этих санкций, которые являются бесчеловечными, несправедливыми и неприемлемыми, поскольку они противоречат положениям и правилам ЭКОВАС», — цитирует Зейна ТАСС. По его словам, новые власти Нигера по‑прежнему открыты для посредничества в целях снятия всех ограничений и нормализации ситуации. В то же время телеканал Al Arabiya утверждает, что военные власти страны не идут на условия, выдвинутые ЭКОВАС, хотя контакты между военными и организацией не прекращались.

Напомним, в конце июля президентская гвардия (позднее к ней присоединилось командование вооруженных сил страны) заблокировала дворец президента Нигера Мохамеда Базума, объявила о его смещении, закрытии границ и введении комендантского часа. Участники переворота сформировали национальный совет по защите отечества, во главе которого встал командующий гвардией генерал Абдурахман Чиани. Одним из первых своих решений новые власти приостановили экспорт урана и золота во Францию, одновременно в стране прошли массовые антифранцузские протесты. Участники манифестаций требовали, в частности, вывода французских войск с территории Нигера (вблизи столицы страны — города Ниамей — расположена крупнейшая в Африке французская авиабаза, а общая численность контингента Пятой республики в Нигере достигает 1,5 тыс.).

После отстранения президента Базума от власти несколько стран ввели против нового руководства Нигера различные ограничительные меры. Самые жесткие рестрикции были введены ЭКОВАС: сообщество приостановило все коммерческие операции с Нигером, заморозило его государственные активы в региональном центральном банке и в коммерческих банках стран — членов объединения, приостановило всю финансовую помощь Нигеру, выделявшуюся из региональных банков развития. Также в рамках санкций ЭКОВАС Нигерия прекратила подачу в Нигер электроэнергии по линии Бирнин — Кебби мощностью 80 МВт, а Кот-д’Ивуар приостановил импорт и экспорт нигерских товаров. Ранее объединение пригрозило провести военную интервенцию в Нигер, если путчисты не восстановят президента Базума в должности.

Стоит отметить, что срок ультиматума сообщества истек еще 6 августа, однако пока каких‑либо военных действий не последовало. К вечеру 6 августа газета The Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленного командира одной из стран ЭКОВАС сообщила, что объединение приняло решение отложить вторжение в Нигер из‑за недостаточной готовности сил организации. Тем не менее, по данным телеканала CNN, вооруженные силы Нигера перебросили подкрепление в столицу для подготовки к возможной военной интервенции.

Характерно, что при этом в ­ЭКОВАС подчеркивают, что объединению не требуется разрешение Совбеза ООН на интервенцию в Нигер, — 12 августа об этом заявил комиссар по вопросам мира и безопасности сообщества Абдель-Фатау Мусах. «ЭКОВАС имеет законные основания для вмешательства в дела Нигера и не нуждается в одобрении Совета Безопасности ООН… Во время наших предыдущих вмешательств мы информировали Совбез ООН уже после того, как применяли военные средства», — приводит его слова ТАСС. Мусах пояснил, что в Нигере якобы «нет общественного консенсуса в поддержку мятежников». По его словам, армейские руководители в Нигере «поддержали переворот и при этом не подвергли осуждению правительство Базума только для того, чтобы избежать кровопролития в стране». Как считает комиссар по вопросам мира и безопасности ЭКОВАС, в случае военного вмешательства будет видно, кто в армии выступит против мятежников.

Примечательно, что, как сообщают региональные СМИ, в самом ЭКОВАС нет единства по поводу потенциальной военной интервенции в Нигер. Так, на недавней парламентской ассамблее ЭКОВАС против вторжения в страну выступил первый вице-спикер парламента ЭКОВАС Идрис Васе. Ранее о недопустимости применения силы в отношении республики заявили Буркина-Фасо и Мали, членство которых в сообществе также было приостановлено после военных переворотов. Против высказались в соседних Чаде и Алжире, которые не входят в организацию.

Политологи-африканисты подчеркивают, что конфликтный потенциал вокруг ситуации со сменой власти в Нигере по‑прежнему очень высок, а любая агрессия лишь породит обратную реакцию, что самым негативным образом скажется на развитии всех государств региона. Ведущий научный сотрудник Института Африки, посол в отставке Евгений Корендясов поясняет, что между странами — членами ЭКОВАС действуют внутренние рамочные соглашения о предотвращении и предупреждении конфликтов. «В рамках таких субрегиональных организаций, как ЭКОВАС, и в рамках целого Африканского союза существуют соглашения по действиям для решения подобных внутренних конфликтов, не дожидаясь санкции ООН». Однако, по его мнению, сообщество должно отказаться от военной интервенции. «Применение силовых методов — это путь к продлению конфликта, а не его решению. Конфликт всегда вероятен, тем более что Африка — это склонный к конфликтам регион», — отмечает политолог. Евгений Корендясов считает, что ­ЭКОВАС должен отказаться от санкций и планов повлиять на ситуацию в Нигере силовым путем. «Любые санкционные мероприятия в Африке всегда создают очень проблематичные перспективы. Очевидно, надо искать пути переговорного трека и отказаться от применения грубой военной силы. Только путем терпеливых и длительных переговоров. Любое применение агрессии порождает обратную реакцию. Силовые акции в Африке искомого результата не дают», — подчеркивает эксперт.

С этим мнением в целом согласен ведущий научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ Николай Щербаков. «Военная интервенция еще не началась, нет вооруженного конфликта, так что ситуация пока не является прерогативой Совбеза ООН. Так что действия ЭКОВАС в регионе вполне могут начаться и без всякой оглядки на ООН». При этом не стоит сбрасывать со счетов наличие противоречий внутри самого экономического сообщества в отношении того, как следует действовать в нынешней ситуации, напоминает эксперт. Однако, несмотря на противоречия и определенную нерешительность ЭКОВАС, вероятность военной интервенции в Нигер «по‑прежнему высока», считает эксперт. «Как и любые военные действия, такая интервенция негативно скажется на экономике, что в условиях ее дотационного характера в Нигере грозит абсолютным крахом. Кроме того, будут жертвы среди гражданского населения, возрастет миграционное напряжение на соседние с Нигером страны из‑за бегства жителей от конфликта. Ситуация в стране очень подвижна, и можно ожидать ее развития в любую сторону», — заключает эксперт.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 

По данным радиостанции RFI, начальники штабов обороны стран Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) соберутся на чрезвычайное заседание, которое пройдет в Аккре, столице Ганы, в конце этой недели. На этом заседании будут рассмотрены вопросы возможной интервенции в Нигер.


#переворот #экономика #правительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (7482) от 18.08.2023 под заголовком «Нигер накануне интервенции?».


Комментарии