Иван Назаров не бросил товарищей. Что случилось в Чуйской долине летом 1916 года?
На одной из дореволюционных фотографий, сохранившихся в нашей семье, изображен старший брат моего деда Иван Григорьевич Назаров. Он облачен в студенческую тужурку. Надпись от руки гласит: «Окончен Полит. Ин-т в Л‑де».
ФОТО Joanna Kosinska on Unsplash
Скудные сведения об этом человеке можно найти в повести «Отец», написанной его племянником писателем Роальдом Викторовичем Назаровым. Она впервые была опубликована в журнале «Звезда» в 1981 году. Ее действие разворачивалось в Поволжье, в городе Камышине, в начале XX века.
ФОТО из семейного архива
«Иван был всеобщим любимцем, — пишет Роальд Назаров. — Родители, отрывая от себя, от младших, — а в семье телеграфного надсмотрщика было четверо детей: три сына и дочь, — выводили его в люди, гордились: «Ваня студент, в столице учится, инженером станет — первым образованным человеком в нашем роду!» На летние каникулы Иван приезжал из Петербурга шумный, веселый, дарил гостинцы, рассказывал столичные новости. А на другой день, аккуратно повесив в шкаф студенческую тужурку, брался за накопившиеся без него дела: пилил и колол дрова, подправлял покосившийся забор, чинил скрипучую лестницу на чердак».
Как сообщал дальше Роальд Викторович, окончив институт, Иван Назаров вернулся домой в форменной шинели и фуражке инженера-путейца… Затем, простившись, уехал по назначению в Среднюю Азию строить железную дорогу. Тем же летом он погиб от рук местных жителей, принявших его за офицера царской армии. Было это в 1915 году…
Необычная судьба моего двоюродного деда не давала мне покоя. Поиск в Интернете ни к чему не привел, а вот поход в музей Политехнического института и разговор с его сотрудником Владимиром Алексеевичем Смеловым дал результат. Теперь уже не было сомнений, что Иван Назаров учился именно там, но вуз не окончил. Одно из семейных преданий оказалось неверным. Значит, был повод сомневаться и в других… И вот в моих руках — хранящееся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга личное дело Ивана Назарова.
Родился он 13 апреля 1891 года. По метрике — крестьянин деревни Николаевка Камзольской волости Сердобского уезда Саратовской губернии. Крещен в Покровской церкви села Ртищево того же уезда. В 1901 году поступил в Камышинское реальное училище, в 1909-м окончил его, получив отличные оценки по всем предметам. Осенью того же года стал студентом электромеханического отделения Политехнического института в Петербурге.
Учился он успешно, но сильно нуждался в деньгах. Документы свидетельствуют, что регулярно подаваемые им прошения об освобождении от платы за обучение и материальной помощи неизменно были удовлетворены.
Проживание в общежитии института обходилось довольно дорого, поэтому бедные студенты снимали комнаты. Снимал и Иван, в основном — на Дороге в Гражданку (ныне — участок Гражданского проспекта от пр. Непокоренных до ул. Фаворского).
10 мая 1914 года Иван Назаров подал прошение (так тогда полагалось) директору Политехнического института о вступлении в брак с девицей Натальей Николаевной Михневич. В деле имеется телеграмма с разрешением родителей на брак. Но, судя по всему, они так и не поженились. Кто была эта Михневич, остается неизвестным.
Спустя два года, в начале июня 1916 года, Иван Назаров подал очередное прошение об отпуске. Место экспедиции было указано следующее: Пишпек Семиреченской области, управление работ по орошению долины реки Чу.
Последний документ в архивном деле — заявление Александры, сестры Ивана, в канцелярию института (без даты): «…Студент Политехнического института, электромеханического отделения последнего курса Иван Григорьевич Назаров, работая вместе с инженером Васильевым, был командирован на работы 7 июня с. г. в г. Пишпек и до сих пор не имеется о нем никаких известий. В случае если поступили в канцелярию какие‑либо сведения от инженера Васильева относительно студента Назарова, прошу покорнейше сообщить…».
Официальный ответ от 6 декабря 1916 года гласил: И. Г. Назаров отчислен 20 октября 1916 года за неявку из отпуска, никаких сведений о том, где он находится, в институт не поступало.
Что же случилось в Чуйской долине летом 1916 года? А произошло там восстание местного кочевого киргизского населения. Поводом послужил слух о том, что киргизов будут призывать в армию и отправят на войну (до этого «иноверцев» в русскую армию не призывали).
В полицейском донесении, вошедшем в сборник «Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане», зафиксированы события, произошедшие 9 августа в Чуйской долине: «Работавшие около Джиль-Арыка техники и рабочие переселенческой организации по орошению долины р. Чу на шести подводах, покинув работы, пытались проехать в станицу Самсоновскую (ныне Бурулдай. — С. Н.), но киргизы, окружив три последние повозки с людьми, убили 12 чел., причем геройской смертью погиб окончивший Петроградский политехникум Назаров, который был верхом на лошади и прорвался сквозь толпу киргизов вместе с первыми тремя повозками, но, увидев, что последние три повозки окружены толпой киргизов, с винтовкой в руках повернул обратно и бросился на выручку товарищей, где и был смят и зверски убит…».
Почему спасенные Иваном товарищи не сообщили в институт о его героической гибели? Откуда семья узнала о его смерти? Все это так и осталось загадкой.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (7531) от 27.10.2023 под заголовком «Товарищей не бросил».
Комментарии