Вместе целая страна. Как в Северной столице прошёл VIII бал национальностей?
Все‑таки название «бал» к многонациональному празднику, проходившему в День России в Александровском саду, не слишком подходило — прежде всего из‑за присущей балам «великосветскости» и чопорности. Петербургский же Бал национальностей к своему нынешнему (уже девятому по счету) воплощению сложился совсем другим по своей сути и характеру: звонким, искренним, задушевным, открытым. Настоящим.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Торжественное открытие с выносом российского флага, речами и парадом артистов в колоритных национальных костюмах. Затем почти пятичасовое шоу на маленькой сцене и на площадке перед ней, состоящее из вокальных и танцевальных фольклорных номеров в исполнении чуть не полусотни творческих коллективов национально-культурных объединений города. «Зрительный зал» — островок из нескольких рядов стульев — окружен плотной толпой, так что увидеть происходящее перед сценой могут только первые два-три ряда зрителей, остальные, как ни тянут шеи, способны узреть только «вершки», то есть головы танцоров. Да, интерес публики к этому балу явно превысил ожидания организаторов и возможности площадки (как, впрочем, и в прошлом году)…

Чуть в отдалении вокруг фонтана — тоже толкотня, там с ребятней играют аниматоры. Мастер-классов и выставок, к которым уже приучена петербургская публика, нынче нет. Зато тут и там периодически завязывается простое и непринужденное общение незнакомых людей, основанное на их интересе друг к другу и на готовности рассказать о культуре народа, к которому они принадлежат.
Происходило это примерно так. Поняв, что полюбоваться на танцующих не удастся, граждане отправлялись прогуляться по широкой аллее вдоль Адмиралтейства и обнаруживали на ней или на близлежащих газонах-лужайках репетирующих или просто ожидающих своей очереди выступить артистов. Как правило, разговор начинался с искреннего восхищения гостей праздника национальными костюмами — яркими, нарядными, со сложными деталями, вышивкой и кружевами. Причем у большинства участников бала эти костюмы были сделаны своими руками.

Распевающийся поблизости коллектив «Цэрэнкуца» («Крестьяночка») — совсем молодой, ему всего полгода.
«Наш ансамбль создан при Культурно-образовательном центре Молдавии в Петербурге, таких центров уже 26 работает по всей России, — рассказывает художественный руководитель «Цэрэнкуцы» Татьяна Рэбдэу. — Занимаемся развитием молдавской и российской культуры. Здесь будем исполнять две фольклорные молдавские зажигательные песни про свадьбу. А костюмы все, да, ручной работы. И вышивали, и кружева плели девочки сами. Мы впервые выступили 1 марта. Сначала хотели всего один костюм сделать аутентичный — такой, как надо. Но увлеклись и за сутки вышили все остальные».
Настоящие, сделанные по всем традициям костюмы у участниц ансамбля «Ирандек». Эти наряды радуют не только глаз, но и слух — мелодичным звоном монист.
«Раньше сценические костюмы у меня были стилизованными, а сейчас я делаю их по всем канонам, как предки носили, — рассказывает Раиля Галина, участница ансамбля и член общества «Курултай (Конгресс) башкир Санкт-Петербурга и Ленинградской области». — У нас в Башкирии есть семь родов, и у каждого свой костюм. Я — представительница юго-восточных башкир, у нас он именно такой. У каждой башкирки есть нагрудное украшение, и у каждого региона оно свое. Называется сэльтар (кружево) — на сетку вот так нашиваются монеты. Сэльтар — сакральное украшение, оберег, защита. Так же как и головное — кашмау. Оно украшалось кораллами, монетами серебряными, ракушками-таури, которые были денежным эквивалентом до появления денег… Обязательно у женщины должны быть височные подвески — сулпы. Такие наряды надевали на праздники, в них не поработаешь дома или в поле. Например, мои сэльтар и кашмау весят килограмм и полтора».
Участниц ансамбля удмуртов «Невский Италмас» зрители тоже вниманием не обходят, и здесь в костюме также видим полуторакилограммовые нагрудники из монет. Но не у всех.
Прочные нити истории. В парке «Россия — моя история» прошёл фестиваль культуры славянских народов«Это потому что здесь представлены костюмы северных и южных удмуртов, — говорит одна из участниц. — Северные — они по характеру строже, сдержаннее. Вот, видите, у них всего три цвета в платьях используются — красный, белый и черный, вместо монет — небольшие скромные бусы. А южные удмурты эмоциональнее, ярче, звонче. Здесь и вышивки разноцветные, и украшения из монет».
На скамье расположились четыре дамы в нежно-воздушных платьях, похожие на розовый зефир. В ожидании своего выхода на сцену они не скучают: к ним постоянно подходят люди, порой целыми семьями, чтобы поговорить и сфотографироваться. Ребятню привлекают не столько уютные и пышные корейские сарафаны, сколько огромные яркие вееры в руках у артисток. Те дают поиграть с роскошным аксессуаром как девочкам, так и мальчикам, с готовностью учат, как правильно держать веер, как разворачивать. И сами демонстрируют необыкновенные изящество и ловкость, выделывая разные пассы и выписывая кренделя этим необыкновенным предметом.
«А вы приходите к нам в культурный центр, там детей играть на корейских барабанах учат, — говорит одна из участниц ансамбля. — И сказки у нас для малышей регулярно показывают — все бесплатно».
Для совместного фотографирования рядом с корейскими тетушками всем детям на скамье места не хватает, и тогда их усаживают на колени, родители устраиваются позади. Получается такое почти семейное фото…
А на площадке возле сцены в это время зрители замирают от восторга: так мощно, выразительно и мастерски исполняют прыжки и крутьяки парни из ансамбля народных танцев Военной академии связи им. С. М. Буденного. Если кто не знает, крутьяки — это кульбиты и кружения в казачьем народном танце. И этот акробатический пляс в исполнении курсантов вызвал настоящие овации. Только вот вместо правильного (по теме) «Любо, любо!» зрители почему‑то кричали ребятам «Браво!»…
Четверым пробегающим мимо юным феечкам в жемчужно-серебристых платьицах неясной этнической принадлежности какая‑то дама серебряного возраста неожиданно говорит:
— С праздником, девочки!
— Спасибо! И вас!
— А вы кто?
Девчонки, не сговариваясь, хором:
— Мы — армяне! С Петроградской стороны…
…Фотографируются вообще все со всеми. Такое вот стихийное межнациональное общение — в чистом и лучшем его виде.
Читайте также:
На языке музыки: «межнациональному общению петербургской молодёжи помогает творчество»
Пример хорошего вкуса. В городе на Неве прошёл XVIII Международный Петровский конгресс
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (7927) от 16.06.2025 под заголовком «Вместе целая страна».




Комментарии