В городе на Неве состоялись концерты, посвящённые деятельности марийской концертной фронтовой бригады в годы Великой Отечественной войны
Легендарные марийские гусли прозвучали в Выборге и Приозерске, Луге и Гатчине. В Петербурге гости выступили в Российском этнографическом музее и Российской национальной библиотеке, посетили Эрмитаж и Музей обороны и блокады Ленинграда.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
По словам заместителя постоянного представителя Республики Марий Эл при президенте России Елены Таниковой, отправной точкой проекта, получившего название «Гусли Победы», стали два артефакта времен Великой Отечественной войны — фотография 1943 года с изображением артистов марийской фронтовой бригады и гусли ее руководителя Павла Тойдемара, хранящиеся в Марийском национальном музее.
Постепенно оформились три основные составляющие проекта — реконструкция музейного инструмента Тойдемара, восстановление концертной программы, с которой выступала фронтовая бригада, и создание передвижной выставки. Проект воплотила в жизнь Ассоциация музеев Республики Марий Эл.
Почему именно гусли? Они считаются одним из символов культуры марийского народа, магическим инструментом, связующим звеном между человеком и богами. Их струны звучали как голос природы, а игра на них считалась привилегией избранных.
Именно традиционные марийские гусли, на которых играл Павел Тойдемар, служили визитной карточкой артистов фронтовой бригады. Народные инструменты были знакомы ему с детства: играть на них его научил отец. И артист не просто превосходно владел гуслями, он был известен как гусляр-виртуоз. Работал в Марийском государственном театре, перед войной возглавил ансамбль гусляров Марийской государственной филармонии и стал солистом-исполнителем на народных музыкальных инструментах…
Концертная бригада Павла Тойдемара прибыла на фронт 25 февраля 1943 года. По воспоминаниям, свое первое выступление она дала прямо в эшелоне, отправлявшемся в действующую армию. Во фронтовых условиях артисты давали каждый день по шесть — восемь концертов, а в свободное время помогали в эвакуации раненых, разучивали с солдатами песни и танцы.
В отчете Тойдемара о работе фронтовой бригады в июне 1943 года говорилось: «В Н-ской госпитальной базе одной девушке-герою делали операцию. Узнав на операционном столе о нашем приезде с концертом, она просила командование не начинать концерт, пока ее не переведут туда. Послушав концерт после такой сложной операции, сказала: «Боли мои наполовину сократились. Если бы приезжали почаще, мы, раненые, в два-три раза быстрее вылечивались бы». Позвала к себе артистов, пожала всем руки и велела передать марийскому народу большое спасибо»…
Обычно концерты начинались с исполнения народных марийских песен. Настоящим гимном мужества стали песни на стихи марийского поэта Мирона Большакова (он выступал под псевдонимом Мирон Чойн) — «Ласточки» и «Если я не вернусь». Что касается танцев, то участники бригады вовсе не ограничивались марийскими: в их репертуаре были также башкирские, чувашские, мордовские, татарские. И, конечно, все зрители ждали, когда на сцену выйдет Павел Тойдемар: он виртуозно играл не только на гуслях, но и на свирели, волынке и гармони.
Как отмечают создатели выставки, артисты бригады Тойдемара не боялись экспериментировать. Вдохновляясь рассказами бойцов, они включали в свою программу услышанные от них фронтовые песни. В 1945 году Павел Тойдемар был удостоен ордена Красной Звезды. Как отмечалось в представлении к награде, руководимая им бригада дала свыше тысячи концертов на шести фронтах, из них большинство — для бойцов и офицеров переднего края: «Своим самоотверженным трудом т. Тойдемар помогал командованию скрашивать тяготы фронтовой жизни бойцов и офицеров, вселял бодрость, вдохновляя наших воинов на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками».

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Теперь, спустя восемьдесят лет, зрители Петербурга и Ленинградской области впервые услышали звучание воссозданных гуслей Тойдемара. Они были изготовлены по образцу музейных экземпляров мастером-реконструктором Александром Тепловым, который уже больше сорока лет занимается изготовлением гуслей. А сотрудники Марийского национального музея по блокнотным записям Павла Тойдемара восстановили марши и гусельные наигрыши. Кроме того, сотрудники архивов по материалам периодики военного времени реконструировали репертуар артистов фронтовой бригады. Все концерты сопровождает передвижная интерактивная музейная выставка (6+), она подробно знакомит с устройством шлемовидных гуслей, дает возможность послушать мелодии, в которых они звучат, а также разгадать кроссворд, посвященный биографии Павла Тойдемара.
Как подчеркивают организаторы проекта «Гусли Победы», он служит одной из культурных нитей, связывающих Петербург с Республикой Марий Эл. На Аллее памяти Пискаревского мемориального кладбища установлена памятная плита, увековечивающая подвиг марийцев — защитников блокадного Ленинграда. Не забыто и о том, что во время блокады автономная республика приютила более тысячи ленинградских детей. Возникшие тогда дружеские отношения между семьями сегодня нередко продолжают потомки.
Читайте также:
Весенний «интернационал»: как в Северной столице отметили праздник тюркских народов Навруз
В библиотеке им. Маяковского прошла презентация книги Бану Махир «Искусство османской миниатюры»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 79 (7901) от 05.05.2025 под заголовком «Эти струны вдохновляли на победы».
Комментарии