Загадать желание у сосны: как фотографии приобщают к национальной марийской культуре
Если спросить, что мне больше всего запомнилось в нашем разговоре, то я отвечу: рассказ о священной роще… Наталия Тяглова, учитель про профессии, а ныне профессиональный фотограф, приехала в Петербург из марийской деревни Азиково. Она расположена в трехстах километрах от города Кирова, который местные жители до сих пор, чтобы никого не путать, нередко зовут Вяткой.

Для Наталии Тягловой ее первая в жизни персональная фотовыставка — это еще и настоящая точка роста./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
— Принято считать, что народ мари населяет исключительно Республику Марий Эл, однако на самом деле марийцев можно встретить не только там. Деревня, в которой я родилась и выросла, расположена в соседней Кировской области. В нашей деревне все проникнуто марийской культурой, и я с детства впитывала все, что ее составляет: язык, праздники, танцы, костюм, кухню, — говорит Наталия. — Жители используют в быту марийский язык, даже мои родители между собой чаще всего говорят по‑марийски.
Не теряет популярности и национальная одежда. Молодежь сегодня часто надевает ее на свадьбы, праздники и торжественные мероприятия, тем самым показывая свою принадлежность к истории и культуре марийского народа… Да, время не стоит на месте, костюм претерпевает изменения: нередко на смену вышивке приходит более технологичная печать по ткани.
Марийский костюм — многослойный и многопредметный. Основа женского наряда — платье или туника из льняного сукна, украшенная вышивкой, передник и распашной летний кафтан. Дополняют костюм нагрудные украшения из бисера, раковин каури и монет. А поскольку марийцы всегда обожествляли природу, то в вышивке используются такие символы, как солнце, луна, деревья, птицы, кони.

— Я сама с удовольствием надеваю национальный костюм на наши праздники, — поясняет Наталия. — Ведь он как часть моего «я»: помогает связать прошлое с настоящим. Элементы вышивки — орнаменты, знаки, обереги, которые размещались на груди, рукавах, подоле платья, — передавались из поколения в поколение, поэтому в каждом роду она была своя, не похожая на вышивку другой семьи…
Не случайно именно костюму посвящена персональная выставка Наталии, открывшаяся недавно в библиотеке национальных литератур на Садовой ул., 33. Ее помогла устроить марийская автономия «Ший корно» (в переводе — «Широкий путь»), в деятельности которой Наталия активно участвует.
Серия фотографий «Лики и лица деревни Азиково» была создана несколько лет назад как своего рода «художественная перепись» жителей родного селения.
— Идею подсказала моя мама, сельский библиотекарь, — говорит Наталия. — Тогда намечался юбилей нашей деревни — 240 лет, и мама предложила создать портретную галерею односельчан. Мы несколько дней вместе обходили все дома в деревне, я фотографировала всех, кого удавалось застать.
От снимков, запечатлевших одну из старейших жительниц села Ольгу Алексеевну Кудряшову, просто не оторваться. Бабушка Оля, как ее зовут, присела отдохнуть на крылечко своего старого бревенчатого дома.

Ольга Алексеевна Кудряшова, или бабушка Оля, — хранитель истории и традиций села Азиково./ФОТО Наталии ТЯГЛОВОЙ
— Бабушка чудесная, невероятная, добрейшей души, — рассказывает Наталия. — Несмотря на почтенный возраст, продолжает трудиться. Во дворе и дома у нее невероятный порядок, дрова уложены — полено к полену… Когда мы к ней пришли, она занималась огородом. Она сняла свой рабочий халат, а под ним была марийская одежда. Когда бабушка узнала, что ее будут фотографировать, она вся затрепетала, нашла самый лучший наряд… Она всю жизнь носит только марийскую национальную одежду, причем сшитую своими руками.
На соседней фотографии — гармонист Сергей Кузнецов: можно сказать, местная звезда, душа любой компании. Без него в деревне не обходится ни один праздник. Он тоже запечатлен в марийском костюме…
Что же касается священной рощи, то она расположена к востоку от деревни, посреди полей, на возвышенности, в направлении восхода солнца. Местные жители зовут ее «божественным лесом». «Юмын ото» — так это звучит на марийском языке. Роща неприкосновенна: в ней нельзя рубить деревья, даже собирать грибы и ягоды, вообще нельзя ничего оттуда уносить с собой.
Посреди рощи на поляне растет огромная, в три обхвата, сосна с ветками в форме креста. Она высохла, но даже ее трогать ни в коем случае нельзя: она служит едва ли не самым сакральным деревом «божественного леса». В кору этой сосны засовывают монеты: есть поверье, что если оставить ее там и загадать желание, то оно непременно сбудется…
Наталия говорит, что в Петербурге она надолго, город ей очень нравится, но не исключает такой вариант, что когда‑нибудь, возможно, вернется на малую родину. Загадывать сложно. В родных местах она бывает часто — несколько раз в год. Говорит: всякий раз — как будто бы возвращаешься в детство.
— Родители до сих пор держат кур, кроликов и овец, — рассказывает Наталия. — В деревне есть традиция, существующая с давних пор: каждое хозяйство по очереди пасет скот, собранный со всей деревни. И эта обязанность каждый день переходит от дома к дому… Хочется, чтобы мои дети, которые родились и растут в Петербурге, увидели сельскую «экзотику». Да и приобщение к национальной марийской культуре тоже будет им на пользу.
Читайте также:
Весенний «интернационал»: как в Северной столице отметили праздник тюркских народов Навруз
«Жить спокойно, не зная болезней». В Петербурге состоялась научная конференция «Доржиевские чтения»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 73 (7895) от 23.04.2025 под заголовком «Загадать желание у сосны».
Комментарии