Прочные нити истории. В парке «Россия — моя история» прошёл фестиваль культуры славянских народов
Вокруг стола, где проводились мастер-классы по изготовлению традиционной игрушки из мочала (плели Коня счастья), располагались в основном дети. В отличие от соседнего, где вместе с ребятишками учились мастерить тряпичные куклы-обереги еще и разновозрастные дамы — мамы, бабушки и даже прабабушки. Ни тот, ни другой столы не пустовали на протяжении всех пяти часов, пока в парке «Россия — моя история» шел фестиваль культуры славянских народов, посвященный Дню славянской письменности и культуры.
ФОТО АВТОРА
Одна группа сменяла другую без остановок. Освоив «игрушечную» технику, гости перемещались в амфитеатр: на сцене в течение четырех часов пели и плясали народные коллективы и профессиональные исполнители.
— Согласно переписи населения в Петербурге, из всех горожан, указавших свою национальность, более 90 % назвали себя русскими, а если подсчитать и представителей других славянских народов, то цифра будет еще более впечатляющей, — подчеркнул, открывая фестиваль, Алексей Силкин — первый заместитель председателя городского комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики. — Сохранение национальной идентичности славян и других этносов, живущих в Северной столице, в стране, их взаимное уважение — основа для достижения единства всего большого российского народа.
Столь масштабные концерты — можно сказать, фирменный стиль организатора фестиваля, Петербургского Дома национальностей. Талантливых самодеятельных артистов, увлекающихся традиционной культурой, в нашем городе множество, ярких коллективов немало, и национальные праздники, на которых они имеют возможность показать себя, проводятся с завидной регулярностью. Однако славянские бывают нечасто.
Успеть в Соляной переулок. Учащиеся Академии им. Штиглица обучили гостей новым навыкамИ это подметил, выступая на проходившем в рамках фестиваля «круглом столе», директор Дома национальностей Игорь Жуков:
— В России мы любой язык пытаемся сохранить, спасти, даже если на нем говорят всего несколько человек. В нашей стране люди свободно общаются на любом наречии без ограничений, интересуются культурой, ходят друг к другу на праздники. Но вот пока таких мероприятий, как фестиваль культуры славянских народов, как ни странно, в городе проводится не так много — повод нам задуматься и поработать в этом направлении. Надо больше показывать и рассказывать людям о родном — в том числе, чтобы противодействовать попыткам наших недругов исказить историю и сегодняшнюю реальность.
…Ведущая кукольного мастер-класса Анна Александровна, неторопливо приматывая нитками к палочке-основе детали будущей тряпичной фигурки, задает вопросы ученицам:
— Кто знает, из каких частей состояла женская одежда? Правильно — рубашка и сарафан… А к сарафанчику обязательно надо надеть передник. Выбирая лоскуты, имейте в виду — сегодня Троица, поэтому в одежде приветствуется зеленый цвет. Для нарядности можно взять кружавку или второй лоскут покороче… Рукава раньше старались украшать более богатой тонкой тканью или вышивкой… Чего еще не хватает куколке? Точно — платка и пояса! А как повяжем платок, если она у вас замужняя женщина?..

ФОТО АВТОРА
Хозяйка «лыкового» мастер-класса — представительница студии «Оберег» Ольга Ющенко показывает, как из шести пучков мочалы, перевязанных цветными нитками, получается «Конь-огонь».
— Плести игрушки просто, в нашей стране многие народы делают их также из подручных материалов: из сена, на покосе — из травы. Из лыка (замоченной в воде и высушенной внутренней части коры — луба) делали разное: могли нити крутить, плести лапти, канаты, банные мочалки, рогожу (дешевую ткань, которая шла на одежду и мешки).
«Оберег» работает на базе подросткового центра «Мир», там же действует маленький музей.
— В нашей студии мы занимаемся реконструкцией русского народного костюма и фольклором — изучаем обряды, праздники, все, что относится к истории русского народа. Изучаем также ремесла разных народностей нашей страны, — рассказывает Ольга. — У меня в основном занимаются взрослые до 35 лет. И очень много женщин с детьми — детскому фольклору мы уделяем большое внимание.
А вот плетение кружев простым делом не назовешь, потому презентацию этого искусства на фестивале ограничили выставкой изделий мастериц с демонстрацией процесса плетения и ответами на вопросы.
Петербургский клуб кружевниц образовался на базе Приморского дома культуры в 2018 году (его художественный руководитель Марианна Медведева — также преподаватель других народных ремесел).
— Я — новичок, плету кружева только с октября прошлого года, — признается Екатерина Успенская. — В 2024‑м поучаствовала в курсе, который Марианна Николаевна проводила на базе Российского этнографического музея, и вот уже на этой выставке моя работа (воротник, сплетенный в технике белевского кружева) представлена вместе с работами других более опытных мастериц, членов клуба. А на стенде видим образцы старинного кружева из коллекции нашей руководительницы.
Красота и изящество невероятные. И все узоры разные.
— Кружево плели во многих местах России с XVII века, — рассказывает Екатерина. — Исследователи выделяют более десяти центров кружевоплетения по всей стране, в которых вырабатывались свои подходы к технике и типичные рисунки для того или иного кружева. В клубе мы плетем все, что раздобудем и что нам захочется. Вот, например, вологодское кружево — здесь видим так называемую вилюшку — полосу-полотнянку, которая виляет и сама на себя замыкается. Вот примеры парного кружева — пары в разной последовательности друг с другом сочетаются. Ближайший к нам центр традиционного кружевоплетения — Кириши, это так называемая захожская школа. Здесь не все закругленное, встречаются острые уголки, зубчики, и полотнянка более разреженная — такое есть не во всех стилях. Если присмотреться, можно найти очень много различий.
— Что‑то на вашем костюме я не вижу этой кружевной красоты, — замечаю своему «экскурсоводу».
— Как не видите — вот же, сережки, они сплетены, но не мной, а мастерицей из Латинской Америки, — отвечает Екатерина. — Собственно, с них и начался мой личный путь в кружевоплетение. Сначала увидела это, потом обнаружила запасы ниток, которые собирала дома еще моя прабабушка. Я теперь из них плету. Вот здесь, например, нитка Кировского комбината 70-х годов прошлого века. Откопала их на антресолях и теперь активно использую для создания работ.
— Прабабушка кружевница была?
— Нет. Просто она как человек, всю жизнь проживший в Ленинграде и переживший блокаду, умела делать, как сейчас говорят, «примерно все»: шить, вязать, вышивать, плести… И я решила научиться.
Зримое воплощение фразы — истории непрерываемая нить.
Читайте также:
В «Обществе поощрения художеств» открылась выставка пейзажей «Мастерская — Ленинград»
Пример хорошего вкуса. В городе на Неве прошёл XVIII Международный Петровский конгресс
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (7925) от 10.06.2025 под заголовком «Прочные нити истории».




Комментарии