В «Обществе поощрения художеств» открылась выставка пейзажей «Мастерская — Ленинград»
Выставка (6+) приурочена к 110‑летию Ефима Падвы (не путать с театральным режиссером Ефимом Падве), представляющая около 40 полотен яркого представителя ленинградской школы живописи из частного собрания, незнакомых широкой публике.

ФОТО АВТОРА
Рассматривая картины, созданные в 1970 – 1980‑е годы, с изображениями Михайловского замка, Петропавловской крепости, «Манежа», Никольского собора, замечаешь, как за счет неброского колорита Падва сумел придать теплый человечный облик известным открыточным видам. Его Ленинград — прозрачность неяркого летнего дня, зимние сумерки, неброские краски осени. Особенно часто Падва изображал Стрелку Васильевского острова и Ростральные колонны, это было его любимое место.
В 15 лет будущий художник, оставшийся сиротой, приехал в Ленинград, где учился в школе ФЗУ при заводе им. Карла Маркса. В 1937‑м он поступил в ИЗРОАМ (Изомастерские рабочей молодежи). К тому времени это объединение уже не играло той роли в искусстве Ленинграда, как в начале 1930‑х, не оформляло Дворцовую площадь к революционным праздникам. Но там преподавали Исаак Бродский и другие известные художники. Это и были университеты Падвы. В 1939 году он был призван в Красную армию, всю Великую Отечественную войну воевал на Волховском фронте, был участником Ленинградской битвы. После Победы вернулся в Ленинград, работал по заказам в Художественном фонде.
Как позже вспоминал Падва, своей мастерской у него не было, рисовать приходилось на улицах города. Но постепенно вынужденные занятия стали призванием. Возможно, именно из этих многолетних пленэров в любое время года и появилось умение передавать воздушное пространство города на берегах Невы. Такое же понимание пейзажа художник использовал, изображая новые городские кварталы, например, на картинах «Черная речка», «Торжковская улица», «Станция метро «Гражданский проспект». Теперь они стали и документальным свидетельством времени, за прошедшие полвека пейзажи сильно изменились.
Выставка работает по 10 июня.
Читайте также:
В РЭМ открыта выставка «Вернуться к себе: памятники русской старины из частных собраний XIX века»
В галерее «Петербург» работает выставка «Артур Фонвизин. Мир акварели»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 91 (7913) от 23.05.2025 под заголовком «У Ростральных колонн».
Комментарии