Зоны риска

«Правила» утверждают виды использования земельных участков и параметры застройки (высоту зданий, плотность застройки и т. д). Словом, документ крайне интересный. Но, во-первых: настолько ли проект «Правил» заинтересовал горожан, чтобы они бросились на слушания — вносить свои предложения? И, во-вторых: насколько интересно властям то, что предлагали горожане?

Зоны риска |

Слушаний не расслышали

Нельзя сказать, что люди у нас совсем уж нелюбопытные. Еще когда обсуждался Генеральный план развития города, кто-ни­будь на слушаниях постоянно норовил ввернуть вопросы вро­де: «А сквер у моего дома не вы­рубят?», «А небоскреб рядом с моей хрущевкой не поставят?». Им терпеливо отвечали: «Гене­ральный план не рассматрива­ет такие частные вопросы. Все частности будут регулировать­ся «Правилами землепользова­ния и застройки», тем инстру­ментом, с помощью которого генплан внедряется в жизнь».

Хорошо. Население дожда­лось слушаний по «Правилам за­стройки» — и явилось на них со своими частными вопросами.

В течение октября слушания прокатились по всем районам Петербурга. Последним (по ал­фавиту) отстрелялся Централь­ный. Представители комитета по градостроительству измучи­лись не на шутку: если горожа­не являлись на слушания, как правило, однократно, «порайон­но», то сотрудники КГА и разра­ботчики «Правил» из НИПИ «ГРАД» кочевали из района в район и всякий раз заново объ­ясняли горожанам, что это за до­кумент такой. Когда очередь до­шла до Центрального района, усталость, видимо, достигла критической отметки: после оче­редной реплики от непонятливо­го зала президиум посоветовал собравшимся «промыть уши». Собравшиеся жители в обиду себя не дали и в вежливой фор­ме сообщили президиуму, что они обо всем этом думают.

Это еще что: очевидцы ут­верждают, что в одном из рай­онов публика на слушаниях так разбушевалась, что пришлось вызывать милицию.

Не то чтобы граждане были против «Правил» — граждане просто не вполне понимали (или вполне не понимали), что это за «Правила». После докладов спе­циалистов жители, уже совер­шенно потеряв ориентировку в картах, зонах и условных обо­значениях, погружались в шок и выпадали в осадок. И уходили со слушаний в твердой увереннос­ти, что их водят за нос.

Проще некуда

«Правила» делят город на зоны и устанавливают для каждой свой регламент.

— Согласно Градостроитель­ному кодексу, «Правила земле­пользования и застройки» должны быть основаны на ген­плане, — говорит адвокат международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Евгений Баклагин. — По логике, каждой зо­не генплана должна соответст­вовать зона «Правил». Причем в «Правилах» зон может быть и больше, для детализации они могут распадаться на подзоны. Но произошло обратное: если, например, генплан выделяет семь видов жилых зон, то «Пра­вила» — только четыре.

Баклагин интересовался, от­куда такое несоответствие. Представители КГА ему ответи­ли: генплан сложно применять на практике, поэтому «Прави­ла» решили упростить — при­близить, что ли, к жизни.

Так, для простоты средне­этажные здания и высотки, раз­несенные генпланом на две разные зоны (соответственно, с разным регламентом), в «Правилах» слились в экстазе в зону многоквартирной жилой застройки средней и высокой этажности ТЖ4 (и живут, соот­ветственно, по одним прави­лам — точнее, «Правилам»),

— Например, коэффициент за­стройки (отношение площади зе­мельного участка к площади зда­ния) у них один — 25, — объясня­ет адвокат. — То есть на земель­ном участке 1000 кв. м здания не должны занимать площадь боль­ше 250 кв. м. Но ведь коэффици­ент застройки зависит и от высо­ты здания! Небоскреб занимает маленькую площадь, но для его обслуживания нужен большой земельный участок: жильцов много, нужно организовать подъезд для автомашин жителей, пло­щадку для гостевого транспорта и прочее. А по «Правилам», вы­сотки «подгоняются» под тот же коэффициент, что и дома сред­ней этажности.

...На сайте Центра экспертиз Санкт-Петербургского общест­ва естествоиспытателей «ЭКОМ» (http://ecom-info.spb.ru) директор центра Александр Карпов опубликовал увлека­тельный рассказ о том, как он, житель города, готовился к слу­шаниям и размышлял над пред­ложениями, которых от него как от жителя города вроде бы ожи­дали разработчики «Правил».

И было над чем размышлять: Александр Карпов обнаружил, что земля, на которой стоит его дом, по генплану обозначена как зона Ж5 («многоэтажная многоквартирная жилая за­стройка») и, по «Правилам зем­лепользования и застройки», должна была бы значиться как зона ТЖ4 («многоквартирная жилая застройка зданиями средней и высокой этажнос­ти»), но почему-то отнесена к зоне ТЖД1 («зона многофунк­циональной жилой и общест­венно-деловой застройки на территории исторически сло­жившихся районов Санкт-Пе­тербурга»),

А это не такой уж и подарок: в ТЖД1 (в отличие отТЖ4) можно строить гостиницы; в ТЖД1 (в отличие отТЖ4) можно размещать крупные торговые и развлека­тельные комплексы. И так далее. Вот и думай: требовать ли на слушаниях признать тот квартал зо­ной ТЖ4 (где будет развиваться жилье) или оставаться зоной ТЖД1 (где будет разрастаться деловая функция)? И каждому жителю города следовало бы озаботиться вопросом: в какой зоне он живет?

Вообще общественность не­мало смутила зона ТЖД1. К ней оказались отнесены части тех территорий, которые, по генпла­ну, были зонами ЖЗ (малоэтаж­ной жилой застройки), Ж4 (сред­неэтажной), Ж5 (высотноэтаж­ной), Ж6 (исторической части Пе­тербурга), Ж7 (исторической час­ти пригородов), а также Д1 (многофункциональной и об­щественно-деловой застройки) и Д2 (специализированной об­щественно-деловой застройки).

— Градостроительный кодекс говорит, что зонирование «Пра­вил» должно быть основано на функциональном зонировании генплана, но здесь этого нет, — говорит адвокат. — В «Прави­лах» есть «малоэтажная» зона ТЖЗ, но совершенно непонятно, почему одни малоэтажные жи­лые кварталы отнесены к ТЖЗ, а другие — к ТЖД1?

Пример: Пушкин. «Полоса» между Октябрьским бульваром и Ленинградской улицей, отне­сенная генпланом к зоне ЖЗ, в «Правилах» оказалась не зоной ТЖЗ (малоэтажная, многоквар­тирная), а зоной ТЖД1. Срав­ним результат. Если бы та тер­ритория в «Правилах» относи­лась к ТЖЗ, то коэффициент за­стройки там был бы — 30 (на участке в 1000 кв. м нельзя за­страивать больше300 кв. м), но поскольку квартал отнесли к зоне ТЖД1, то там, извините, коэффициент — 45. Еще: в зо­не ТЖЗ отступ от стен зданий — 18 м, а в зоне ТЖД1 —6 м. Наконец, в зоне ТЖЗ есть нор­матив по зеленым насаждени­ям, а в ТЖД1 его нет вовсе.

Какое зло меньшее?
Да оба хороши

Если, как говорят юристы, «Правила» так расходятся с генпланом, то бог знает сколь­ко потом будет подано судеб­ных исков. И, дескать, толку-то от этих «Правил», если их будут то и дело оспаривать.

Со слушаний в Центральном районе вряд ли кто-то ушел в глубоком удовлетворении. На вопрос: «Будут ли выселять жи­телей Кирпичного переулка из- за строительства метро «Адми­ралтейская?», — ответ был:

«Сейчас ничего сказать нельзя — вопрос очень сложный». Иногда ответы звучали так: «Это вопрос не по предмету слушаний». Иногда так: «Это частный вопрос, вряд ли он ин­тересен всем собравшимся».

Жители района упрекали рай­онные власти в том, что те к слу­шаниям не подготовились. Рай­онные власти фактически упре­кали граждан в том же: не пошли в муниципалитет, в районную администрацию, в какую-нибудь крупную библиотеку и не изучи­ли «Правила». Адвокат Баклагин, присутствовавший на слушани­ях в нескольких районах, утверж­дает: публика и вправду к обсуж- дениям не подготовилась. Но это значит лишь одно: сами раз­работчики «Правил» и власти го­рода к обсуждению тоже не под­готовились.

— Властям ничто не мешало до слушаний через ТВ, газеты, радио популярно изложить гражданам информацию о «Пра­вилах застройки», — считает ад­вокат. — Написать инструкцию, как читать карты и таблицы, про­вести пиар-акции, пустить соци­альную рекламу. Объяснить, как будут проводиться слушания и как нужно формулировать свои предложения. Видимо, это нико­му не было нужно. Подозреваю, что нужно было обратное: чтобы слушания прошли бесшумно. Представители КГА сказали, что проведут пиар-акцию и «круглые столы» после окончания публич­ных слушаний, но смысл-то — в том, чтобы подготовить людей «до», а не «после».

Конечно же, нельзя утверж­дать, что это было целью: так все усложнить, чтобы рядовой человек помучился-помучился, пытаясь разобраться в картах, да и плюнул. Это, упаси бог, целью не было. Но получилось именно так. Кто-то плюнул, а кто-то рассвирепел.

Как говорят те, кто относится к «Правилам» скептически, на данный моменту горожан выбор из двух зол. Первое зло —отсут­ствие «Правил застройки» (и чем дольше они не будут приняты — тем хуже). Второе зло — вступ­ление в силу «Правил», к кото­рым «так много вопросов». Ка­кое из зол меньшее — вопрос.

Ваши предложения

Слушания закончились. Но до 15 ноября можно обращаться со своими предложениями в КГА, в Городскую комиссию по земле­пользованию и застройке (район­ные комиссии работу, скорее все­го, уже завершили). А в декабре проект «Правил» будет обсуж­даться в Законодательном собра­нии — так что можно подавать предложения и через своего де­путата. Время вроде бы еще есть.

Только вот что: вопросов к «Правилам» — уйма. Но власти рассчитывают, что «Правила» должны вступить в силу уже в ян­варе. Так что времени — в обрез.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 211 (3758) от 13 ноября 2006 года.


#«Правила» #земельные участки #правила застройки

Комментарии