Главная городская газета

У онежского Беса крутой нрав

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
У онежского Беса крутой нрав | В древние времена этот каменный мыс был языческим святилищем. ФОТО АВТОРА

В древние времена этот каменный мыс был языческим святилищем. ФОТО АВТОРА

Есть на восточном берегу Онежского озера необычный скальный мыс с интересным названием - Бесов Нос. Путешествие в гости к Бесу - идеальный маршрут для любителей острых впечатлений, которые интересуются археологией и мифологией северных славян и верят в сверхъестественные силы природы.

Сквозь деревни-призраки

Свое название Бесов Нос самый длинный каменный мыс Онежского озера получил из-за двухметрового древнего наскального петроглифа, выбитого на его поверхности в эпоху неолита (IV - II тыс. до н. э.). Однако существо, изображенное на скале, «Бесом» официально прозвали только в XV - XVI веках. Тогда монахи Муромского монастыря случайно вышли на эту скалу и, чтобы обезвредить, по их мнению, злое существо, выбили поверх наскального рисунка традиционный православный восьмиконечный крест.

Кто же 5 - 6 тысяч лет назад был изображен на каменной плите на самом деле, до сих пор остается загадкой. По одной из версий, эти рисунки и вовсе имеют космическое происхождение, так как нарисованный Бес уж очень схож с распространенным образом инопланетянина в скафандре. Но, как говорится, чем гадать и перебирать множество чужих предположений, лучше все увидеть своими глазами и сделать собственные выводы.

Добраться до Беса непросто. Сначала нужно доехать по разбитой автомобильной дороге из Петербурга до карельского городка Пудож, минуя заброшенные деревеньки с покосившимися домишками и заросшие бурьяном пространства. Раньше здесь располагались богатые льняные поля, но сегодня лен выращивают только в виде эксперимента на своих опытных участках ученики немногих окрестных школ. Умирающие заброшенные поселения местные жители обходят стороной, так как там, по их словам, «прописались привидения и прочая нечисть». А предприимчивые туроператоры организуют авторские туры «Путешествие по русским деревням-призракам», которые пользуются особой популярностью.

В 32 км к западу от Пудожа в устье реки Водлы при впадении ее в Онежское озеро уютно расположился древний поселок Шальский, который здесь ласково называют Шала. Именно отсюда, договорившись о трансфере с местными владельцами катеров и преодолев водное пространство, проще всего попасть на мыс Бесов Нос.

Дороги по суше к нему нет, хотя некоторые отчаянные джиперы умудряются через непролазный карельский лес добраться-таки до сакрального места.

Лучше дождаться погоды

Меня на аудиенцию с Бесом на своем стареньком катере подвез местный житель Дмитрий.

- Хорошо, что сегодня ветра нет, значит, у Беса хорошее настроение, - подбодрил меня проводник. - При сильном ветре к берегу здесь не причалишь, волны большие. Как-то возил туристов в ветреную погоду, вот страху-то натерпелись. Волны - метров пять. Вокруг ничего не видно, непонятно, где небо, а где вода... Думали, потонем. Но Бес смилостивился - пустил нас. Пассажиры мои на берег вышли зеленые, обратно плыть отказались. Попросили вернуться за ними, когда ветер стихнет. Так и остались ночевать на мысе, прибившись к лагерю джиперов.

Также Дмитрий предупредил, что в километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Капитаны этому давно не удивляются, ориентируются на маяк. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. Причина этой аномалии точно неизвестна. Местные жители считают, что все это проделки Беса.

Вообще здесь это мифическое существо в почете. Давным-давно, судя по сохранившимся местным былинам, в окрестностях Бесом пугали детей в воспитательных целях. Позже страшилками про шевелящиеся камни и прыгающие огоньки стали отпугивать рыбаков, туристов и диких джиперов, которые своим внедрением в нетронутую природу разрушают ее, оставляя после себя горы мусора и следы кострищ.

- Тут места особенные, - предупреждает меня мой провожатый. - Я лично слышал голоса. Даже пытался с ними разговаривать. Причем слышал их не ушами, а на каком-то ментальном уровне. Правда, из того, что они говорили, ничего не понял. Может, они и не со мной говорили, а между собой что-то обсуждали. Хотите - верьте, хотите - нет, но есть здесь какая-то тайна.

И вот на горизонте появляется старинный деревянный маяк, возвышающийся на мысу. Сейчас он не действует, но его заброшенность придает месту еще больше таинственности.

Идол и его свита

Наш катер удачно причаливает, и мы выходим не берег. Идем по направлению к маяку и оказываемся на открытой скалистой площадке.

По одной из версий ученых, в древние времена это каменное пространство было языческим святилищем под открытым небом, на котором совершались ритуальные обряды в честь всемогущего бога Солнца. Чтобы бог их понял, древние люди обращались к нему с помощью наскальных рисунков, которых на территории и в окрестностях мыса Бесов Нос более сотни. Среди них преобладают птицы, звери, рыбы, а также неизвестные фантастические существа. Но главное уникальное изображение, ради которого едут сюда и ученые, и эзотерики, и просто любопытные со всего мира, это, конечно, Бес.

Долго искать его не пришлось. В глаза сразу бросилось изображение двухметровой антропоморфной фигуры с квадратной головой на тонкой длинной шее. Его непропорционально короткие ноги согнуты в коленях, словно Бес застыл в танце. Изображение рассечено продольной трещиной на две половины. Как объясняют археологи, через эту трещину, которая начинается характерным углублением у рта Беса, древние люди поили его жертвенной кровью, она стекала в озеро, окрашивая воду в зловещий багровый цвет. На древнем рисунке видны выбоины. Некоторые ученые считают, что это следы избиения идола, если он не оправдывал надежд молящихся.

На мысу кроме изображения самого Беса выделяются еще два больших рисунка. Справа нарисован Сом - символ добра, так как эта рыба была главным продуктом в скудные времена. Слева - Выдра - символ зла. С этим животным древние жители края связывали понятие о голоде и лишениях, так как выдра была главной помехой в хозяйстве древнего рыболова-охотника: она разрушала птичьи гнезда, отгоняла от берега стаи рыб и водоплавающих птиц. Стремление приручить хищного зверя привело к его почитанию, так возник культ выдры.

Много на скальном мысе изображений лебедей. Сюда весной прилетали многочисленные стаи диких птиц. Начиналась главная сезонная охота, от ее успеха зависело благополучие всех окрестных племен. Возможно, эта красивая птица считалась здесь «небесным» божеством. Однако многие лебеди почему-то имеют несколько голов и очень похожи на динозавров.

Вообще о Бесе и его свите существует масса литературы, и научной, и популярной, много информации можно найти в Интернете. Отправляясь на свидание с Бесом, стоит иметь в виду, что для этого путешествия надо постараться подгадать день с хорошей погодой, чтобы камни были сухие. Лучше всего петроглифы видны на восходе или закате, когда лучи солнца подсвечивают их сбоку и образующиеся тени позволяют увидеть то, что практически невозможно разглядеть при лобовом освещении.

Несмотря на то что в основном о Бесе идет дурная слава, как о воплощении зла, лично мне его портрет страшным не показался. Наоборот, на мысе я ощутила гармонию и мощную положительную энергию. Видимо, сказалось великолепие неповторимой карельской природы. Единственное, что меня расстроило, так это оставленные туристами нашего времени примитивные «петроглифы» из разряда «Здесь был Вася». Но, думаю, Бес этим «художникам» воздаст сам.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook