Шкатулка с секретом

Для горожанина, знакомого с окружающей средой по ухоженным паркам, заповедник - это нечто далекое, это оторванные от городского шума природные островки, где охота запрещена и строительство не ведется. Все так, но почему обязательно далекое? В окрестностях Петербурга таких заповедных участков не один, не два, а пятнадцать, сложившихся в систему особо охраняемых природных территорий (ООПТ). И она продолжает развиваться. Где и когда в черте города появятся новые охраняемые природные комплексы, откроются ли дополнительно экологические тропы? Об этом мы попросили рассказать руководителя дирекции ООПТ Санкт-Петербурга Татьяну КОВАЛЕВУ.

Шкатулка с секретом | Юнтоловский заказник получил «охранную грамоту» первым - 17 лет назад. ФОТО Ильи ПОЛЕТАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

Юнтоловский заказник получил «охранную грамоту» первым - 17 лет назад. ФОТО Ильи ПОЛЕТАЕВА/ИНТЕРПРЕСС

- Татьяна Васильевна, нынешний год объявлен в России Годом заповедной системы, которой исполнилось сто лет. А как все начиналось?

- Первый российский государственный заповедник, Баргузинский, был создан в Забайкалье еще до революции, в 1916 году, чтобы остановить вымирание соболя и создать условия для увеличения его популяции.

Сегодня в России насчитывается более ста заповедных зон и порядка сорока национальных парков, занимающих около 2% от общей территории страны.

- А в Петербурге площадь заказников и памятников природы велика?

- Они занимают 4,3% от всей площади города. Самый большой наш заказник - «Сестрорецкое болото», его площадь 1877 га. А самый маленький - 3 га - «Петровский пруд», появившийся после извлечения из земли валуна, из которого был сделан пьедестал для «Медного всадника».

Петербургская сеть заказников по составу очень разнообразна, в нее входят и «классические» природные комплексы, и по-своему уникальные водно-лесные участки, и пейзажные парки.

Так, совершенно типична для наших мест природа Юнтоловского заказника и входящего в него Лахтинского болота. Хотя там встречаются редкие краснокнижные виды растений - тот же восковник болотный. В другом заказнике, «Озеро Щучье», произрастают характерные для Карельского перешейка хвойные леса, и как раз этим-то он интересен.

То же самое можно сказать про самый молодой Новоорловский заказник, созданный пару лет назад в Приморском районе.

В то же время в Петербурге есть немало и своеобразных по флоре и фауне охраняемых территорий: скажем, «Дудергофские высоты», где находится самая высокая в окрестностях города и южной части Ленобласти гора Ореховая (176 метров). Выросшие там широколиственные леса не характерны для наших широт, а под пологом их обитают редкие виды травянистых растений - краснокнижная орхидея венерин башмачок и др.

Каждая природная сокровищница - как шкатулка с секретом, а многие имеют еще и богатую историю. К примеру, дворцово-парковый ансамбль «Сергиевка», бывшая усадьба Лейхтенбергских в Петергофе, памятник истории и культуры, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Там был сформирован незаурядный даже для Петербурга пейзажный парк с системой прудов.

А вот ООПТ в долине реки Поповка представляет собой геологический памятник, где встречаются обнажения горных пород и палеонтологические диковинки - остатки ископаемых животных.

- Трудно избавлять заказники от «посягательств» мегаполиса?

- Каждую заповедную территорию приходится ограждать валунами, ставить шлагбаумы и таблички, чтобы туда не въезжали машины. Иногда создаем для этого зеленые ограды из деревьев и кустарников. Эти меры и штрафы помогают сдерживать напор любителей пикников и гонок на квадроциклах.

Если бы не заказники, редкие растения в черте города не удалось бы сберечь. Но у нас есть и другая задача: создавать условия для восстановления в заказниках биоразнообразия, сложившегося там изначально. Вместе с волонтерами сажаем везде, где необходимо, сосну, ель, рябину, обновляем старые дубовые рощи. В Юнтоловском заказнике благодаря экологам выросла популяция бобров, а для восстановления численности лососевых рыб в реки Гладышевского заказника ежегодно выпускаем до 10 тысяч мальков.

- На что обращаете в своей работе особое внимание в Год ООПТ?

- Основные наши приоритеты сегодня - эколого-просветительская деятельность и создание новых экологических маршрутов.

На экотропе на Дудергофских высотах в этом году появились новые стенды, дорожки, лесенки. Схожая работа ведется на Комаровском берегу и в западной части Котлина. А скоро там начнет действовать 9-метровая орнитологическая вышка, предназначенная для наблюдения за птицами. Это первый в Петербурге проект - хотим построить такие же вышки на южном и северном побережьях Невской губы.

- Новые экомаршруты в окрестностях города удастся открыть?

- Когда справимся с зарослями борщевика в долине Поповки, там появится двухкилометровая экотропа с настилами, лестницами и обзорными площадками. Намечаем открыть такую же в Гладышевском заказнике. Но у подобных проектов есть оборотная сторона. Были планы проложить настилы в Юнтоловском заказнике и на Сестрорецком болоте. Но мы не спешим, чтобы не облегчить дорогу грибникам-ягодникам и не сделать более доступными гнездовья редких птиц.

За последние семь-восемь лет статус заказников и памятников природы обрели девять участков в черте города. Теперь «охранную грамоту» должны получить еще два зеленых массива - Шунгеровский и Ораниенбаумский в Петродворцовом районе. Возможно, решено будет создать заказник в районе Лисьего Носа. А чтобы такие участки чувствовали себя еще в большей безопасности, на прилегающих территориях возникнут охранные зоны: первая у Петровского пруда уже появилась.

#заказники #природа #сохранение

Комментарии