Развести рыбопользователей

Необходимо разделить рыболовные угодья в Финском заливе и на Ладоге между людьми и морскими животными. К такому выводу пришли участники очередного совещания межведомственной рабочей группы по вопросу сохранения кольчатой нерпы и серого тюленя.

Развести рыбопользователей | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Противостояние между рыбаками и ластоногими существует всегда и везде, где сталкиваются интересы этих двух категорий «рыбопользователей». Страдают обе стороны. Рыбаки возмущаются, что звери повреждают их сети и портят улов. Ластоногие гибнут, запутавшись в сетях или получая пулю от разъяренных рыбаков. По свидетельству специалистов, выступавших на совещании, в частных и анонимных разговорах рыбаки признаются в ежегодной гибели от этих причин по нескольку десятков особей краснокнижных животных. Официальных данных нет, но все знают, что наиболее остро такое противостояние происходит на Ладожском озере, где численность нерп достигла, по мнению ученых, примерно 7 тысяч особей.

Много это или мало на весь крупнейший пресноводный водоем Европы? В 1990-х годах нерп было около 20 тысяч. А теперь и ленинградским, и карельским рыбакам нерпы мешают. Возможно, не животных, а рыбаков стало больше. В советские времена промысел рыбы вели несколько колхозов и артелей, которые государственные органы могли, хоть и с трудом, проконтролировать. Сейчас любой человек вправе стать индивидуальным предпринимателем и отправиться за своим рыбацким счастьем. И горе тому, кто встал на его пути. А уж количество браконьеров и вовсе не поддается исчислению. Есть и другая проблема. В былые времена сети и другие орудия лова представляли ценность. Всю зиму их готовили к сезону - штопали, ремонтировали оснастку. С появлением дешевых капроновых китайских сетей «100 рублей за километр» ситуация изменилась. При возникновении госинспектора такую сеть проще выбросить. И плавают эти «стены смерти» в толще вод, губя животных и птиц.

Зачем ластоногим гоняться за отдельной рыбешкой, если перед носом висит целая сетка с обедом?..

Так что лучший выход - разойтись миром. Определить места, где рыбачит человек, а где - животные.

Участники рабочей группы решили направить письмо в федеральные органы с предложением внести изменения в правила рыболовства с тем, чтобы исключить из рыболовного промысла ряд участков в Финском заливе и на Ладожском озере - в местах наибольшей концентрации ластоногих. Среди них назывались: для круглогодичного запрета - Кургальский и Тискальский рифы, острова Мощный и Малый, банка между маяком Толбухин и островом Котлин; для сезонного запрета (с 1 апреля по 30 июня, когда «на ласты» встают и учатся охотиться щенки-сеголетки) запад и юго-запад со стороны Березовых островов, Кургальский полуостров, Валаамский архипелаг. Ученым, входящим в рабочую группу, поручили точнее обосновать и обозначить границы и изобаты таких запретных районов, чтобы найти компромиссное решение.

С сезонным запретом может оказаться проще. Мирятся же рыбаки с ежегодным запретом промысла в интересах весенне- и осенне-нерестующих рыб. А вот с круглогодичным? Можно ожидать от рыбаков таких же протестов, что были в 80-х годах прошлого века в соседней Финляндии, когда вводились ограничения рыбного промысла на Сайме ради сайменской нерпы. Но решение было принято на высшем государственном уровне. И теперь уже все смирились с тем, что с 15 апреля по 30 июня сетной промысел запрещен на 50% водной системы. А на некоторых ее участках и круглогодично.

Скептиков, настроенных на то, что «у нас не получится», среди участников совещания было немало. И их можно понять. Наши ластоногие «меньшие братья» запутаны в бюрократических сетях. Первое: писем должно быть не одно, а два, потому что балтийская кольчатая нерпа и серый тюлень в Финском заливе находятся под «покровительством» Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора, а ладожская нерпа - департамента Росприроднадзора по СЗФО. Второе: писать напрямую в Минприроды не по чину, письма будут направлены в его подразделение - Росприроднадзор. Тот, если сочтет нужным, передаст инициативу от себя в министерство. А вот рыба и рыбаки проходят по другим ведомствам - Росрыболовства и Минсельхоза.

Удастся ли найти понимание между всеми этими инстанциями? Не факт. Но пытаться, конечно, нужно.

#морские животные #рыбный промысел #бюрократический подход

Комментарии