Прирасти койками

На протяжении нескольких месяцев в письмах блокадников звучала тревога: почему нас лишают любимой больницы? Именно пациенты 46-й опасались, что после реорганизации - присоединения к госпиталю ветеранов войн их клиники и 23-й больницы - они больше не смогут получать медицинскую помощь в прежнем объеме. «Пусть нас осталось мало, но нельзя же сбрасывать нас, как балласт!» - недоумевали пожилые люди.

Прирасти койками  | Иллюстрация MarkovS/shutterstock.com

Иллюстрация MarkovS/shutterstock.com

Опасения блокадников не разделяло руководство госпиталя. Да и чиновники заверяли, что от реформы горожане только выиграют.

Точку в этом противостоянии поставил губернатор Петербурга, который 12 сентября подписал постановление о слиянии трех бюджетных учреждений.

Напомним, что идея объединить три клиники в единый многопрофильный медицинский центр возникла весной этого года. Концепция слияния еще, как говорится, витала в воздухе, как против нее резко выступили те, кто пользуется 46-й больницей. Ведь хорошо известно, что этот стационар, хоть и маленький, мощностью всего 280 коек, но именно сюда стараются попасть блокадники не столько с целью вылечиться, сколько поддержать здоровье. Вот и работает эта клиника по большому счету больше как терапевтическая и профилактическая лечебница для пожилых. Но тем не менее пожилым людям она очень дорога.

Что же касается 23-й больницы, то она была хорошо известна в городе как реабилитационный центр с двумя отделениями восстановительного лечения: ортопедотравматологическим и кардиологическим. Попасть сюда на лечение было непросто. Очередь в клинику расписана на два года вперед. Естественно, что у нуждающихся в данном виде лечения горожан тоже были свои опасения: мол, приоритет на получение реабилитационной помощи уйдет к пациентам госпиталя.

Однако и у сторонников объединения были веские аргументы. Начальник госпиталя ветеранов войн Максим Кабанов сформулировал свое видение коротко и доступно: медицинское объединение - это не ликвидация больниц, не захват одного учреждения другим и не сокращение кадров.

- Суть проекта, - рассказывает он, - сделать высокотехнологичную, специализированную медицину более доступной для всех пожилых горожан. Причем все пациенты, которые сейчас получают медицинскую помощь в 23-й и 46-й больницах, будут получать ее и дальше, только на более высоком уровне.

Увы, как бы цинично это ни звучало, но в больницы стариков берут неохотно. Нередко пытаются отказывать в госпитализации под разными предлогами, особенно если возраст «далеко за...». И только госпиталь для ветеранов войн, который был создан в 1946 году, сегодня остается местом, где ветераны и участники боевых действий - основной контингент клиники. Репутация у нее достойная, и как следствие - много желающих пройти курс лечения именно здесь.

- Пожилых лечить непросто, - признается Максим Кабанов. - Чем старше человек, тем больше у него заболеваний. А средний возраст наших больных - 84 - 86 лет. Среди них немало жителей блокадного Ленинграда, а еще узники концлагерей, ликвидаторы аварий... В среднем у нас в год лечатся около 30 тысяч таких пациентов.

Один из главных аргументов в пользу объединения больниц, который приводит главный врач, - улучшение ситуации с реабилитацией для пациентов после эндопротезирования, то есть операции по замене суставов (только за прошлый год в госпитале их было выполнено 405) и инсультов.

Доктор раскрыл медицинскую «технологию» реабилитации. Сейчас она осуществляется в три этапа. Первый начинается уже в отделениях реанимации, куда человек попадает в первые сутки, например, после инсульта. Но на этом этапе люди находятся лишь до стабилизации жизненноважных функций. На следующем, втором, этапе при помощи разнообразных технических средств пациентов учат ходить, подниматься по лестнице, нормально говорить... И только после этого человека переводят на третий этап - амбулаторный и санитарно-курортный. И вот эта финальная часть реабилитации в нашем городе - самое слабое звено.

Три года назад в Смольном было объявлено о планах построить при госпитале реабилитационный корпус на 200 - 240 мест с водолечебницей. В этом году на проект даже были выделены свыше 60 миллионов рублей.

- Но мы хорошо понимаем, что проектирование - это минимум два года, - говорит Максим Кабанов. - Потом потребуются деньги на строительство. А это еще порядка миллиарда рублей и минимум лет пять до сдачи корпуса «под ключ». А реабилитационный центр нужен здесь и сейчас.

Возможно, чтобы ускорить этот процесс, у руководства города и возникла идея присоединить к госпиталю 23-ю больницу, в которой есть все необходимое для третьего этапа реабилитации. И, как считают специалисты, плюсов от такого слияния много.

Так, по их словам, оборудование, которое сейчас существует в 23-й больнице, уже давно выработало свой ресурс. А на деньги, сэкономленные на строительстве корпуса, лечебное учреждение можно насытить самой современной техникой.

Также прорабатывается возможный перенос отделения травматологии и ортопедии 23-й больницы в стены госпиталя. Такая рокировка поможет увеличить объем травматологической помощи для всех пожилых петербуржцев.

- Мы обеспечим доступность самого важного этапа реабилитации для наиболее нуждающихся в ней и ликвидируем очередь за счет оптимизации коек. Например, пациентов, которым требуется кардиологическая реабилитация, мы будем переводить в 23-ю больницу, где они будут проходить длительное консервативное восстановление. Что позволит сократить сроки их пребывания в госпитале, а значит, освободит койки для следующих пациентов, ждущих высокотехнологичных операций. Плюс планируется дополнительно открыть 60 коек нейрореабилитации и 30 коек травматологической реабилитации, - подчеркивает Максим Кабанов.

Что же касается 46-й больницы, то, как считают специалисты, она сегодня не является стационаром современного уровня. В клинике нет отделения хирургии, нет возможности провести стентирование... И если привозят пациента, который нуждается в срочном оперативном вмешательстве, то приходится вызывать «скорую» и везти его в другой стационар.

- Эта клиника, где блокадники привыкли «прокапываться», останется такой, какая она есть. Просто не будет работать по «скорой». «Объединившись», мы будем доставлять пациентов, нуждающихся в оперативном вмешательстве, в госпиталь, а восстановительное лечение при необходимости проводить в больнице № 46, - добавил Кабанов. - Новый центр позволит реализовать полный цикл лечения и реабилитации пожилых петербуржцев.

Вот как комментирует слияние трех клиник один из руководителей городского здравоохранения Василий Пилипенко, начальник управления по организации стационарной медицинской помощи взрослому населению, медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению:

- Объединение трех учреждений позволит сделать высокотехнологичную, специализированную медицину более доступной для пациентов пожилого и старческого возраста, в первую очередь именно для ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников и жителей блокадного Ленинграда.

Что касается тех горожан, которые сейчас получают медицинскую помощь в больницах № 23 и 46, - они будут получать ее как и раньше, но на более высоком уровне.

Сейчас в течение двух месяцев должна быть проведена инвентаризация имущества в трех объединяемых клиниках, подготовлены необходимые для реорганизации документы. Таким образом, когда все юридические формальности будут соблюдены, в Петербурге появится новое медицинское учреждение почти на 1,5 тысячи коек.

МЕЖДУ ТЕМ

В конце сентября в госпитале для ветеранов войн открылось первое в Северо-Западном регионе отделение радиационной профпатологии. Здесь размещена региональная база радиационно-эпидемиологического регистра, оборудованы процедурный и диагностический кабинеты.

В Петербурге и Ленобласти сейчас насчитывается более 10 тысяч ликвидаторов, бойцов подразделений особого риска, а также испытателей ядерного и термоядерного оружия, в том числе те, кто работал на Чернобыльской АЭС. В госпитале они смогут получить высококвалифицированную медицинскую помощь и пройти реабилитацию по индивидуальным программам.

#госпиталь #блокадники #реорганизация

Комментарии