Народный мастер Чувашии Евгения Жачева рассказала об уникальном национальном искусстве
Автор книги «Чувашская вышивка. Техника. Приемы» поведала петербуржцам об искусстве шитья без изнанки.
Фото Дмитрия Соколова
Программа визита в Северную столицу у Евгении Николаевны началась задолго до официального открытия Дней чувашской культуры в Петербурге. Накануне автор книги «Чувашская вышивка. Техника. Приемы» Евгения Жачева отвечала на вопросы журналистов, а в «Буквоеде» на Владимирском участвовала в презентации альбома и встрече с читательницами-рукодельницами. На следующий день она провела мастер-класс в Этнографическом музее. И везде огромный интерес к тому, чем она занимается уже полжизни - уникальной и богатейшей культуре чувашской вышивки.
На родине к мастерице Жачевой желающие освоить это удивительное искусство приходят по субботам каждую неделю. Но среди них молодежи немного, сокрушается Евгения Николаевна:
- У нас сейчас молодежь больше бисером занимается, а это татарская традиция. У чувашей на первом месте вышивка, у татар - бисер, у мордвы - резьба по дереву. Чуваши тоже различаются: есть верховые (вирьямл или тури), низовые (анатри) и средненизовые (анат енчи чавашсем). Тури ближе к марийцам, анатри - к татарам. Я из средненизовых. Нас меньше коснулась культура мордвы и марийцев, можно сказать, мы «более чувашские чуваши». У нас и говор, и вышивка такая...
Сама Жачева, по образованию музыкальный педагог, узнала о тонкостях чувашской вышивки перед собственным 40-летием. Решила собрать всю родню (а многие родственники, особенно в третьем поколении, и знакомы друг с другом не были), а к празднику составить карту рода - генеалогическое дерево. «Древо жизни» и стало первой вышитой работой Евгении Жачевой. В родословной отражены 244 человека. Возле каждого - птица, символ счастья чувашей.
- Вышивать-то я умела, как все, - крестиком, гладью, но вот исконных чувашских швов, как оказалось, не знала. Стала разбираться и где-то прочитала: ни один народ России не знает столько швов, сколько чуваши! Это меня задело - прямо как иголкой по сердцу... Академик Алексей Александрович Трофимов мне подсказал: самая большая коллекция чувашской вышивки находится в Ленинграде в Музее этнографии народов СССР. Более 30 тысяч предметов, большинство 300-летней давности - и почти все в запасниках... В 1986 году я сюда приехала на неделю. Музейщики меня хорошо встретили, предоставили возможность работать, я зарисовывала орнаменты с предметов одежды, а после расшифровывала их. Так смогла разгадать старинные швы.
У чувашей существовало 18 основных швов и 67 разновидностей, рассказывает мастерица.
- Двусторонняя вышивка есть почти у всех народов, но у нас единственных она двухслойная. Такой шов выглядит одинаковым с обеих сторон, вы не найдете изнанку. Единственный раз обнаружила похожий двухслойный шов на привезенном мне из Болгарии старинном тюрбане. Это потому, что наши предки когда-то были вместе, а потом одна часть народа поехала в Болгарию, а другая осталась в Чувашии (чуваши считают, что их далекими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию. - Прим. ред.).
Провожая Жачеву, сотрудники Этнографического музея тогда, 32 года назад, попросили: найдете новые швы - изобразите нам на лоскуте.
- А я думаю - что им лоскут... Целый альбом вышила, выслала в подарок музею в Ленинград. Это наследие крайне важно сохранить, ведь каждый шов имеет свой смысл и значение, в них - весь опыт и мудрость народная. Я сама ничего не придумываю. Просто из готовых символов составляю композиции.
Евгения Николаевна показывает свои работы. Вот салфетка - семейный оберег с крупными замысловатыми узорами в центре и «паучками», бегущими по краю:
- Это знак согласия, примирения договоренности. А вот редкий крест, чтобы злые духи не пристали. А это знак благословения: «Вдвоем ложитесь - втроем вставайте». Такое напутствие дают молодым, чтобы семья была дружной, счастливой и чтобы ребятишек был полон дом. Здесь собран 31 основной шов - мне самой было интересно, можно ли на одной салфетке их все показать.
А еще есть у нас «мудреный шов», по-чувашски - син пелми тере. Его только чуваши знают. Раньше у нас если девушка не умела вышивать, ее замуж не брали - не умная, значит (ведь когда вышиваешь, приходится много считать). Невесту обычно привозили на лошади. И как-то вперед пустили слух: эта девушка, мол, вышивать не умеет. Она же, не слезая с лошади, говорит: принесите мне холст, иголку и нитку. Раз-раз - вышила. А в деревне никто и не знал этот шов. Так его и назвали - мудреный.
Дома у Евгении Николаевны хранится коллекция вышитых орнаментов 24 народностей - родные и знакомые привозят мастерице из далеких поездок. Жачева все образцы тщательно изучает, время от времени обнаруживая, между прочим, что-то общее с чувашскими узорами. И воспроизводит. Таким образом уже освоены индонезийские, индийские, греческие, грузинские, чешские, немецкие, казахские, итальянские, арабские и многие другие швы и орнаменты. Мастерица мечтает когда-нибудь собрать все вышивки мира и сделать большую выставку.
Но еще больше она мечтает показать бесценную коллекцию из запасников петербургского Этнографического музея землякам в Чебоксарах.
- Эту коллекцию в императорской столице стали собирать двести лет назад, а у нас в чувашском музее - всего около ста. Как бы хотелось хотя бы раз показать петербургские экспонаты широкой публике! Ведь их видят в основном специалисты - может, человек пятьдесят от силы... Кому же, как не самим чувашам, показывать все это богатство?
Материал был опубликован в газете под № 073 (6182) от 24.04.2018 под заголовком «Без изнанки шить и жить».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 073 (6182) от 24.04.2018.
Комментарии