Кто ж его снесет...

Муниципалитеты в Америке сносят или готовятся сносить памятники бойцам Конфедерации - тем, кто проиграл в Гражданской войне Севера и Юга 1861 — 1865 годов. Россиян это способно впечатлить. Мы в своих стремлениях сносить/возводить порой сдерживали себя именно заокеанскими примерами: вон, в США монументы и северянину Аврааму Линкольну, и южанину Роберту Ли. А теперь американцы ссылаются на наше умение оставлять памятники Ленину и устанавливать - царям. О происходящем в Америке рассуждал на «Осеннем марафоне науки» (лекционный проект ЕУСПб) американист, доктор исторических наук Иван КУРИЛЛА.

Кто ж его снесет... | Даже отсутствующий монумент может стать достопримечательностью.<br>ФОТО Shen Ting/Xinhua via ZUMA Wire/ТАСС

Даже отсутствующий монумент может стать достопримечательностью.
ФОТО Shen Ting/Xinhua via ZUMA Wire/ТАСС

Чья жизнь имеет значение?

В августе в Шарлотсвилле, штат Вирджиния, схлестнулись сторонники и противники сноса памятника Роберту Ли. Но не с Шарлотсвилля, конечно, все началось. Отсчет можно вести, скажем, с февраля 2012 года: в городе Орландо, шт. Флорида, 28-летний патрульный волонтер латиноамериканского происхождения Джордж Циммерман застрелил 17-летнего афроамериканца Трейвона Мартина. Тот, как потом выяснилось, был безоружен, но суд счел действия Циммермана самообороной и его оправдал. Это вызвало в США волну демонстраций, прежде всего среди чернокожего населения, но и белая либеральная общественность негодовала.

С 2013-го движение проходило уже под лозунгом Black lives matter, «Жизни черных имеют значение», и было тем более весомым, что в Белом доме сидел первый чернокожий президент. Но появилась и ответная реакция: белая консервативная Америка, давно недовольная тем, что политкорректность будто бы обернулась «расизмом наоборот», вооружилась лозунгом All lives matter («Все жизни имеют значение»), а правые радикалы высказывались, соответственно, куда радикальнее.

- В таком масштабе этот вопрос не поднимался со времен движения за гражданские права 1950 - 1960-х, - утверждает ученый.

В августе 2014-го в Фергюсоне (штат Миссури) полицейским был застрелен 18-летний чернокожий Майкл Браун, и возмущение общественности вылилось уже в столкновения с полицией.

Летом 2015-го - трагедия в Чарлстоне (Южная Каролина): в афроамериканской церкви 21-летний белый Дилан Сторм Руф застрелил девять прихожан.

В Интернете и сейчас можно найти фото: что Циммерман, что Руф позируют на фоне флага Конфедерации. Боевое знамя Северной Вирджинии, под которым воевал генерал Ли, символ идентичности южан, стало восприниматься как боевое знамя расистов.

В мае 2017-го в Новом Орлеане (Луизиана), т. е. на Юге, был демонтирован памятник генералу-конфедерату Роберту Ли, тоже символу Юга. Потом городской совет решил убрать еще несколько «южных» мемориалов.

- Логика была такая: нельзя сохранять то, что сегодняшние расисты считают своими символами, - комментирует профессор.

Когда зашла речь о демонтаже монумента в Шарлотсвилле, и случилось то крупнейшее на сегодня противостояние: в город съехались защитники памятника от относительно умеренных до радикалов, и сторонники сноса. Трое погибших.

После этой вспышки муниципалитеты принялись анонсировать скорый демонтаж памятников конфедератам. Уже и «на воду дуть» стали: например, на время студенческого футбольного чемпионата в Вирджинии отстранили от эфира спортивного комментатора, которого угораздило носить имя-фамилию Роберт Ли. Ну и что, что этот Ли - азиат. Лучше не будить лиха.

Монументальное противостояние

- Ситуация вокруг памятников выявила очень серьезную проблему внутри американского общества, - говорит историк. - Дело в том, что памятники за время своего существования меняют смыслы. Смысл памятника находится в глазах тех, кто на него смотрит: «Медный всадник» в наших глазах - не тот, что в глазах Фальконе или Пушкина. Очевидно, в последние месяцы американское общество вдруг массово увидело в памятниках южанам такие символы и смыслы, которые уже невозможно терпеть.

Вопрос: памятники Конфедерации - это памятники чему?

«Это памятники гордости Юга», - утверждают южане. Южные традиции, культура, «Унесенные ветром», все такое. Возле этих памятников десятилетиями свидания назначают. Ну да, генерал Ли защищал рабовладение - но хороший же мужик был, этого и северяне не отрицают.

Сторонники сноса парируют: посмотрим-ка, когда эти памятники появлялись... Опаньки: пик возведения - аккурат в последнее десятилетие XIX и первые полтора десятилетия ХХ века: тогда на Юге восторжествовали «черные кодексы», закрепляющие сегрегацию. Второй пик - в 1950 - 1960-е годы как противовес движению за гражданские права. Так что, дескать, не надо, ребята: это памятники тому, как белые установили расистские законы. Да и посмотрите, кто выходит защищать мемориалы: ультраправые расисты. Ну и, по правде, далеко не все монументы - образцы искусства: их штамповали сотнями.

Место пусто не бывает

- Нынешний конфликт в некотором роде признание того, что, хотя полтораста лет прошло с отмены рабства, больше 60 лет прошло с момента отмены сегрегации на Юге, да и количество межрасовых браков увеличивается, американское общество пока так и не смогло справиться с расизмом, - считает ученый. - Поэтому и возникло предложение: давайте тогда хотя бы снесем памятники расизму.

Места в центре площади редко пустуют, и очень любопытно, что поставят на смену снесенным памятникам. Ученый видит несколько вариантов.

Один - самый простой, и уже есть предложения: поменять Ли на президента Линкольна, переименовать то, что «имени Ли» - в «имени Линкольна». В таком духе.

- Но это будет означать, что происходящее сейчас - просто этакая завершающаяся битва Гражданской войны, когда Север победит везде.

Есть альтернатива предложениям сносить/не сносить: перенести. Тут и ссылаются на музей-парк «Музеон» в Москве, куда переехало множество статуй советских вождей.

Еще одна идея: не убирать памятники, а создать им такое окружение, которое изменит смысл. Как, например, несколько лет назад в Нью-Йорке напротив знаменитого бронзового «Быка с Уолл-стрит», символа финансового могущества, поставили тоненькую бронзовую «Бесстрашную девочку», с хвостиком, руки в боки - хоп, и вся композиция теперь считывается как борьба за гендерное равноправие.

Вот и тут: можно поставить рядом с Ли памятники бывшим рабам...

Вообще движение за пересмотр коммеморации идет во многих странах, подчеркивает историк. В ЮАР снесли памятник Сесилю Родсу, политику и предпринимателю, чьим именем когда-то называлась Родезия и которого в энциклопедиях называют «архитектором апартеида». В британском Оксфорде, выпускником и спонсором которого был Родс, его статую тоже чуть не демонтировали. В США достается уже не только генералу Ли - активисты требуют переименования того, что названо в честь Вудро Вильсона, поскольку тот был расистом, чего и не скрывал. Кто-то даже добавляет: а давайте и Джефферсона туда же. И Вашингтона. Они рабовладельцы. Тут, правда, большинство стоит твердо: рабовладельцы, конечно, но все ж таки отцы нации.

Иван Курилла видит самый вероятный исход в том, что на освободившихся местах установят памятники, например, Гарриет Табмен, черной героине аболиционистского движения, которая помогала рабам бежать с Юга на Север. Или Фредерику Дугласу, руководителю освободительного движения афроамериканцев. Или, может, Мартину Лютеру Кингу и вообще движению за гражданские права.

- И это будет означать, что Гражданская война перестает быть главным событием американской истории. Главным событием станет движение за гражданские права. Причем не в те времена, когда афроамериканцев освобождали от рабства, а когда они сами освободились от остатков сегрегации. И это движение будет поворотным моментом американской истории.

#памятники #демонтаж #США

Комментарии