Доктор у аппарата

Уже с начала следующего года врачи начнут консультировать больных по Интернету или телефону, а пациенты смогут получать рецепт или выписку из истории болезни, не посещая поликлинику. Правда, ставить диагнозы и назначать лечение на расстоянии никто не будет. По новому закону, который вступит в силу 1 января 2018 года, возможны только три вида дистанционной помощи - консультация, медицинское наблюдение и консилиум.

Доктор у аппарата | РИСУНОК Василия АЛЕКСАНДРОВА

РИСУНОК Василия АЛЕКСАНДРОВА

То есть, прежде чем начать общаться с доктором виртуально, пациенту все же придется прийти на первичный прием. И только после постановки диагноза врач сможет корректировать лечение удаленно.

Как считают эксперты, такая форма общения сильно облегчит жизнь хронических больных, инвалидов, пожилых и малоподвижных граждан. Отныне им не нужно будет регулярно высиживать в очереди, чтобы, к примеру, получить очередной рецепт на то или иное лекарство. Согласно закону о телемедицине, доктор сможет выписать препараты дистанционно. Удаленно также можно будет получить расшифровку анализов, МРТ, ЭКГ.

В сложных случаях предусмотрен виртуальный консилиум с врачами из крупной клиники. Кстати, последнее далеко не новинка. Минздрав пару лет назад уже запустил федеральную телемедицинскую сеть, которая объединила 23 крупных медицинских центра.

Тем не менее многие врачи к новшеству относятся настороженно. Во-первых, не все понимают, как на практике круглосуточно держать связь со своими пациентами. Означает ли это, что доктор должен быть в зоне доступа 24 часа в сутки? В законе этот момент не прописан. Во-вторых, многие убеждены в том, что виртуальный контакт никогда не заменит личного общения. Ведь по телефону или Интернету некоторые симптомы легко «проморгать».

К тому же телемедицина не увеличит количество врачей, а значит, нагрузка на каждого практикующего доктора может возрасти. Как показывает опыт зарубежных стран, увеличивающееся число электронных визитов, как правило, не уменьшает число очных.

Как считает заведующий отделением информационных технологий Гематологического научного центра Борис Зингерман, надо понимать, что такое понятие, как «телемедицина», включает два направления: «врач - врач» и «врач - пациент».

Первое сомнений не вызывает. Хирургические операции в режиме онлайн, видеоуроки, конференции и лекции давно стали реальностью.

А вот дистанционное общение пациента с врачом пока вызывает в обществе настороженность. Надо полагать, что все результаты дистанционных бесед с врачами или сбор анамнеза пациентов будут тут же заноситься в их единые электронные карты. А вот как будет выстроена система защиты этой информации - непонятно.

К тому же не исключено, что в Интернете появятся деятели, которые будут выдавать себя за высококлассных специалистов. И отличить мошенников от настоящих врачей многим россиянам, особенно пожилым, будет непросто, особенно если они не очень хорошо освоили интернет-технологии.

Таким образом, несмотря на неоспоримое преимущество онлайн-медицины для пациентов (возможность дистанционной записи на прием к врачу, проведение первичной онлайн-консультации, сбор и электронное предоставление необходимых медицинских документов), вопросов больше, чем ответов...

Еще один момент, который вызывает у экспертов настороженность. Это цифровое неравенство. Ведь основная цель телемедицины - сделать консультацию врача доступной для пациента в самом далеком поселке. Но на практике во многих районах России Интернет до сих пор остается диковиной.

По данным Минкомсвязи, более чем в 1300 населенных пунктах нашей необъятной родины нет ни Интернета, ни голосовой мобильной связи. Еще 6725 городов и сел при наличии сотовой связи не имеют доступа к Интернету. И, когда он будет, никто не знает.

Сегодня стране не хватает 10,7 тысячи участковых терапевтов и педиатров и еще около 24 тысяч врачей-специалистов. А если нет медиков, как можно улучшить доступность лечения телемедицинскими технологиями?

Кроме технических пробелов существует еще и человеческий фактор. Далеко не все врачи готовы работать в режиме онлайн. Многие и компьютеризацию поликлиник приняли с трудом. Не каждый доктор с легкостью освоил компьютер. А телемедицинские технологии более сложны в применении.

Так что, несмотря на широкий спектр возможностей, которые предоставляют новые технологии, проблемы со здоровьем граждане еще долго будут решать в медучреждениях на очном приеме у доктора.

#интернет #телефон #диагностика

Комментарии