Заповедник на Румболовской горе. В 1930‑е годы планировалось создать Музей-парк мировой географии

Один из авторов этих строк в детстве часто проводил летние месяцы на даче, располагавшейся на вершине Румболовской горы во Всеволожске. Совсем рядом находился живописный старинный парк, полуразрушенные постройки бывшего имения Всеволожских… В 1930‑е годы как раз здесь планировалось создать масштабный Музей-парк мировой географии.

Заповедник на Румболовской горе. В 1930‑е годы планировалось создать Музей-парк мировой географии | Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский считается первым отечественным теоретиком политической географии./Репродукция. ФОТО автора

Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский считается первым отечественным теоретиком политической географии./Репродукция. ФОТО автора

Началась эта история в 1919 году, когда в Петрограде на первой всероссийской конференции по делам музеев было принято решение учредить Географический музей. Нарком просвещения Анатолий Луначарский предложил принять за образец культурно-исторический и этнографический музей под открытым небом «Скансен», открывшийся в конце XIX века в Стокгольме. В нем были представлены дома и постройки со всех концов шведского королевства, показывающие быт и занятия населения, а также имелся небольшой зверинец, где содержались дикие и домашние животные.

Председателем организационного комитета будущего музея был назначен Вениамин Семенов-Тян-Шанский — сын известного ученого, государственного и общественного деятеля, географа и путешественника. От своего отца Вениамин Петрович унаследовал интерес к изучению природы и общества и, окончив в 1893 году физико-математический факультет Петербургского университета, посвятил себя занятиям статистикой и географией. Он принимал участие в организации и проведении первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, служил в Центральном статистическом комитете, заведовал статистическим отделением в Министерстве торговли и промышленности.

На протяжении полутора десятилетий, с 1899-го по 1914 год, Вениамин Петрович выступал редактором уникального труда «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», посвященного природе, населению и хозяйственной жизни регионов Российской империи от Московской промышленной области и Верхнего Поволжья до Западной Сибири и Туркестанского края.

Отметим, что, по задумке составителей (среди которых был и отец Вениамина Петровича), издание представляло собой путеводитель для путешествующих по стране, где научное содержание сочеталось с популярной подачей материала. Несомненно, эта работа помогла в организации будущего музея.

Существовавшие на тот момент музеи не удовлетворяли Вениамина Петровича, по его же собственным словам, своей «сухой, безжизненной и бездушной» экспозицией, «зачастую проведенной без художественного вкуса». В отличие от них Географический музей, по его замыслу, должен был давать посетителям наглядное яркое представление о разно­образии природы и деятельности человека в различных регионах земного шара, тем самым способствуя популяризации науки.

Первоначально музей, открывшийся в 1919 году, размещался на Елагином острове, затем переместился в более подходящую усадьбу Михайловской дачи на Петергофской дороге, а в 1929 году переехал во дворец Бобринских на Красной (ныне Галерной) улице, где и находился больше десяти лет.

Коллекции музея были привязаны к физико-географическим областям земного шара. Осматривая многочисленные макеты, панорамы, рельефные карты и модели, посетители знакомились с природными ресурсами различных регионов мира, проживающим там населением и его занятиями (при этом несколько десятков картин для экспозиции были нарисованы лично Вениамином Семеновым-Тян-Шанским). Общее количество экспонатов Географического музея превышало 16 тысяч, что ставило его на третье место в Ленинграде после Эрмитажа и Русского музея.

«Кистью здесь водят наука и искусство, — писала газета «Вечерняя Москва» летом 1929 года в статье, посвященной десятилетию создания Географического музея. — Собран музей очень вдумчиво. В него попал лишь самый ценный материал и, не расточая юбилейных похвал, можно по‑деловому сказать, что многое узнает тут экскурсант. Такой музей не собрание мертвых богатств. Он хорошо служит практической просветительской цели».

Однако подлинной мечтой Вениамина Петровича оставалась организация природного парка-музея — географо-этнографического заповедника под открытым небом. Для его размещения был ­выбран обширный участок на Румболовских высотах во Всеволожске. Согласно разработанному в 1933 году проекту, собственно для музея собирались возвести трехэтажный каменный дом с башней, где должны были поместиться маятник Фуко, теллурий (прибор для демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси) и другие предметы, «иллюстрирующие земной шар как мировое тело и как целое».

В прилегающем к музею парке, а также в расположенных на Румболовской возвышенности лесах и озерах предполагалось создать масштабный заповедник с разделением на природные зоны различных регионов Земли (общая площадь должна была составить порядка 300 гектаров). В нем за легкими ограждениями и в вольерах планировалось поселить характерные виды диких животных. Помимо этого в проектируемом природном парке намеревались организовать научную орнитологическую станцию для наблюдения за сезонными полетами птиц.

В ландшафтных зонах Му­зея-парка планировали демонстрировать типовые для различных регионов земного шара жилые постройки, а на Большом озере содержать флотилию разнообразных лодок, чтобы посетители могли на них прокатиться.

Однако этому проекту не суждено было осуществиться. Территория Румболовской возвышенности была объявлена пограничной зоной с ограничением въезда. А пос­ле убийства Кирова в стране начались репрессии, затронувшие и сотрудников будущего заповедника.

Впрочем, и в жизни Географического музея наступили не лучшие времена. Власти требовали радикального изменения его «несоветской» концепции. В частности, настаивали на том, чтобы привязка экспозиции к физико-географическим областям Земли была заменена на административно-территориальное деление по странам и государствам. Работать становилось все труднее, и в 1937 году Вениамин Семенов-Тян-Шанский вынужден был подать заявление об уходе с поста директора музея «по состоянию здоровья».

Оставшись без инициативного и грамотного руководителя, музей постепенно стал приходить в упадок. В начале 1941 года он был ликвидирован постановлением Ленсовета. Вениамин Пет­рович всего на год пережил одно из главных дел своей жизни: он скончался в феврале 1942 года в блокадном Ленинграде и был похоронен на Богословском кладбище.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в«Дзен».

#музей-заповедник #история #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7334) от 13.01.2023 под заголовком «Анна МАНОЙЛЕНКО, педагог-историк; Юрий МАНОЙЛЕНКО, кандидат исторических наук».


Комментарии